Богословие и богословы XX века
Учение Уайтхеда — основа богословия Кобба
Учение Уайтхеда — основа богословия Кобба
Коббом руководило, прежде всего, желание бросить вызов современному образу мышления. Его целью было создание постмодернистского представления о реальной действительности. Это представление, в свою очередь, должно было стать интеллектуальным обоснованием преображающей силы христианства.
Для выполнения этой монументальной задачи Кобб использовал философию Уайтхеда в качестве основания для создания нового христианского естественного богословия. Признавая связь между богословскими исследованиями и сообществом веры для обоснования использования богословами «некоего подобия естественного богословия», Кобб тем не менее обращался к научным изысканиям, проводимым за пределами этого сообщества. В философии процесса Уайтхеда он нашел лучшее философское основание для нового христианского естественного богословия, которое могло бы помочь ему в решении поставленной задачи. Свой выбор Кобб объяснял внутренним преимуществом мыслительной структуры Уайтхеда и ее близости к вере.
На основе учения Уайтхеда Кобб составил представление о Боге, которое, по его мнению, более соответствовало библейскому персонализму и достижениям современной науки, чем различные концепции классического христианского богословия. Такое сочетание Уайтхеда и Библии объяснялось сходством между учением Иисуса о грядущем Божьем царстве и научной картиной вселенной в процессе эволюции. Кобб утверждал, что человеческий опыт предполагает стремление двигаться вперед, но его нельзя объяснить чисто механистической моделью, которая видит первопричину всех событий в предшествующих условиях. Люди чувствуют влечение к преодолению диктата прошлого и стремятся пойти иным путем.
Это влечение в будущее, добавлял Кобб, знакомо не только людям. Вся природа призвана идти вперед, навстречу все новым возможностям. Источником этого телеологического притяжения, заключал он, должна быть личность, обладающая волей и способная любить, иными словами — Бог. Короче говоря, и проповедь Иисуса, и научная космология указывают на одно и то же представление о Боге как о Призывающем.