Богословие и богословы XX века
Темная трансцендентность
Темная трансцендентность
В дополнение к уже сказанному, историки богословия высказывают мысль о том, что выбор Нибуром креста в качестве главного богословского символа нуждается в дополнении. Имея крест своим основанием, его восприятие христианской истории сосредоточивалось на том, что Пол Джерсильд назвал «трагической природой противостояния между божественной любовью и сопротивлением человека».Нибура не зря называли пессимистичным богословом, многие критики отмечали, что лейтмотивом его учения был человеческий грех. И хотя такие словесные портреты нередко превращаются в карикатуры, они справедливо указывают на важное направление его мысли. В конечном итоге рассуждения Нибура действительно приводят к пессимистичному заключению.
Акцент, который Нибур делал на кресте, послужил богословским основанием для его призыва к долгой и трудной борьбе в попытке достичь заведомо недостижимой цели. Он наблюдал, как это происходит в личной и, что еще важнее, в общественной жизни. Из-за постоянного присутствия зла в этом мире христиане могут надеяться лишь на историческое возрождение, а не на достижение исторического совершенства. На основании этого Нибур разработал реалистичную, но преимущественно негативную апологетику демократии: «Человеческая способность поддерживать справедливость делает демократию возможной; но человеческая склонность творить несправедливость делает ее необходимой». В конце концов его богословие креста открыло лишь темную сторону трансцендентности, реальность неосуществимой возможности, творящую суд над всеми человеческими поступками.
Последующая история подтвердила, что, несмотря на важность богословия креста, оно должно всегда сочетаться с богословием воскресения.Это значит, что самокритику следует сочетать с оптимизмом и самоуважением. Но вопль покаяния, неизбежный при осознании нами собственной греховности, должен сопровождаться словом прощения. Размышляя о невыполнимой задаче построения Божьего царства на земле, мы жаждем услышать о божественных обетованиях и о могуществе Бога, преображающего мир. А к недоверию Нибура ко всем социальным группам необходимо добавить обещание Христова присутствия среди верующих, силою Духа Святого проповедующих его владычество в мире. Короче говоря, выделение Нибуром эсхатологии в область, запредельную истории, должно сопровождаться надеждой на рост и совершенствование в ходе истории — отчасти уже сейчас и в полной мере в последний день.