Богословие и богословы XX века
Наука и христианство
Интерес Тейяра к доисторическому этапу человеческого развития привел его в 1923 году в Китай. По возвращении на родину он узнал, что, поскольку его взгляды казались слишком неортодоксальными вышестоящему начальству, ему запретили преподавать в Парижском католическом институте. По этой причине Тейяру пришлось жить добровольным изгнанником на Дальнем Востоке с 1926 по 1946 год. Там он занимался палеонтологией, принимая участие в раскопках останков доисторического «пекинского человека», и продолжал литературную деятельность, хотя труды его, по решению церкви, оставались неопубликованными. Предприняв еще одну неудачную попытку получить разрешение на преподавание во Франции (1946-1951), он, в конце концов, переехал в Нью-Йорк, где жил до самой смерти в 1955 году. Несколько его рукописей, в том числе главное произведение «Феномен человека» (законченное в 1938 году), были опубликованы уже после смерти автора.
Наука и христианство
Исходной предпосылкой теории Тейяра было его убеждение в том, что наука и христианство — два этапа единого акта полного познания. Оно, в свою очередь, основывалось на различии между внешним и внутренним. Внешняя природа окружающей действительности — это материальная область, исследуемая наукой. Не менее значительной следует считать и внутренний, неизмеримый аспект, основополагающую духовную область цели и единства, так часто игнорируемую исследователями, но активно изучаемую богословами. Тейяр поставил своей задачей объединение этих двух сфер. Надежду на будущее мира он связывал со «слиянием науки и религии». Только так можно было представить себе целостный «феномен человека», а значит, и научное понимание человечества.
Исследования в области мировой эволюции привели Тейяра к выводу, что этот процесс протекает в соответствии с «законом сложности сознания». Определенная степень сознания присутствует на каждом уровне реальной действительности в неразрывной связи с внутренней областью. Но ясно просматривается и тенденция к постепенной организации материи в направлении усложнения, централизации и сознательности. Кульминацией этого процесса стало появление человека. Такую вселенскую тенденцию Тейяр объяснял действием так называемой «радиальной энергии», духовной силы, пронизывающей все вокруг и задающей направление развития. На этой основе он утверждал, что эволюционный процесс управляется не слепой случайностью, а позитивной целенаправленностью («ортогенез»).