Богословие и богословы XX века
Богословие процесса
ИММАНЕНТНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ
Бытием». Тем самым Тиллих расширил тему имманентности, впервые поднятую либералами, на основе увлечения экзистенциализмом, характерным для середины двадцатого века. Хотя учение Тиллиха получило широкое признание при жизни автора и впоследствии оказало значительное влияние на многих его учеников, оно так и не переросло в серьезную богословскую школу.
Одновременно с работой Тиллиха, но превосходя ее с точки зрения неослабевающего влияния на современное богословие, появился новый подход, со временем оформившийся в серьезное и влиятельное течение — богословие процесса. Несмотря на то, что оно появилось только в XX веке, исторически оно восходит к самым истокам западной интеллектуальной традиции, когда древнегреческие философы предпочли учение Парменида и отвергли идею Гераклита, избрав Бытие, а не Становление в качестве основополагающей метафизической концепции.
Создателем концепции Бытия был Парменид (около 515—450 гг. до Р. X.). Он рассматривал окружающую действительность с точки зрения постоянства, несмотря на кажущиеся перемены в области чувственного опыта. Он утверждал, что Бытие вечно, а изменения невозможны, поскольку влекут за собой появление того, чего раньше не было. Главным соперником Парменида был Гераклит (около 540—475 гг. до Р. X.), считавший концепцию Становления важнее. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку, ибо тебя все время будут омывать новые воды», — говорил он. Согласно учению Гераклита, окружающий нас мир постоянно меняется. Он непрестанно преображается под влиянием перемен, вызванных взаимодействием противоположностей. Таким образом, основополагающей метафизической концепцией для него было изменение.
Позиция Парменида практически безраздельно господствовала в западной философии до девятнадцатого века, когда промышленная революция и новые научные открытия привели к отказу от механистической картины мира. Решительным изменениям в науке способствовала деятельность таких ученых, как Эйнштейн, который заменил статические концепции Ньютоновой физики мировоззрением, основанным на органичной взаимосвязи. Дарвин, по-прежнему многим обязанный механистической космологии и мечтавший о победе над природой, внес свой вклад в научную революцию, отведя идее динамичных изменений центральное место в биологии.