Богословие и богословы XX века
Метод корреляции
И, наконец, последней исходной предпосылкой богословского учения Тиллиха была особая, с точки зрения онтологии, природа человеческого существования. Наиболее ярким выражением этой идеи можно считать утверждение, неоднократно встречающееся в «Систематическом богословии», о том, что «человек — это микрокосм». Тиллих хотел сказать, что силы и структуры бытия в человеке проявляются иначе, чем в других существах. Люди непосредственно участвуют в функционировании структур бытия, расположенных как над ними, так и под ними, так что их бытие дает представление о высшем бытии: «Человек участвует в жизни вселенной через рациональную структуру разума и реальности... Он участвует в жизни вселенной, потому что ему открыты универсальные структуры, формы и законы». Поэтому в центре онтологических исследований должно находиться человечество, если, конечно, их авторы ставят своей задачей формулировку вопросов и ответов, связанных с высшей реальностью и самим бытием.
Эти исходные предпосылки лежали в основе всего учения Тиллиха. Но содержавшаяся в них значительная противоречивость часто становилась предметом научных споров. Отождествление философии с онтологией и особенно утверждение о неотделимости философии от богословия вызвало сильное недовольство у большинства философов, в частности, в англоязычном мире. В то же время многие богословы упрекали его в том, что он сделал христианское богословие пленником «онтологических теорий» и тем самым пренебрег как авторитетом богословия, так и библейским персонализмом. Возможно, наиболее резкая критика заключается в том, что при ближайшем рассмотрении онтология Тиллиха оказывается эклектичной. Он пытался объединить совершенно несовместимые философские направления, а именно традиционную онтологию Платона, Августина, немецких философов-идеалистов и современные экзистенциальные онтологические теории Хайдеггера и Сартра.
Метод корреляции
Исходя из этих предпосылок, Тиллих предложил богословский метод, который сочетал бы традиционное христианское содержание и современный способ его выражения — метод корреляции. Этот подход полностью определял структуру и форму его систематического богословия и часто считается наиболее важным вкладом Тиллиха в развитие современного богословия.