Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Учение о Боге

Гренц С., Олсон Р.


Учение о Боге

Интерес Генри к категории пропозиционального откровения вполне естественно ложится в основу последней важной темы его исследований — акцента на учении о Боге как краеугольном камне богословия. Связующим звеном между откровением и Богом у Генри служит понятие Логоса как посредника в процессе божественного откровения. В его представлении Слово Божье приходит к нам извне этого мира, будучи «дано человеку трансцендентно, а не имманентно, присутствуя в нем в качестве абстрактного понятия — плода человеческого воображения или мышления». Благодаря этому упору на трансцендентную природу откровения, опосредованную Логосом, Генри мог утверждать, что вопрос о Писании в конечном итоге касается не Библии, а Бога. Вывод напрашивается сам собой: «Если человек верит в суверенный божественный разум и волю Бога, который лично обращается к нам и передает информацию и наставление, то он недалек от уверенности в богодухновенности Писания».

Подчеркивание центрального положения учения о Боге, как и многие другие темы, которые исследовал Генри, появилось в его работах уже на ранних этапах его научной деятельности. В 1946 году он писал: «С определенной точки зрения концепция Бога формирует все остальные понятия; она, как Архимедов рычаг, позволяет создать целостное мировоззрение».

Основополагающее значение для Генри имело такое качество Бога, как трансцендентность. Генри утверждал, что важность божественной имманентности, столь характерная для современных богословских учений, дает лишь частичный ответ на главный вопрос, интересующий создателей этих учений — как Бог действует в мире? Не менее важной была проблема божественной трансцендентности, означавшая, что «природа всегда и везде послушна замыслу Бога, который он свободно выражает в повторяющихся вселенских процессах и событиях или в своих деяниях, совершаемых однажды и навсегда». Итак, Генри находил божественное откровение этого «намеренного присутствия» как в естественных закономерностях, так и в чудесах.

Генри сокрушался по поводу прискорбной утраты этого аспекта божественной личности в современном богословии. Именно возрождение трансцендентности имеет решающее значение для будущего человечества, писал он. Обобщая темы трансцендентности, разума и спасения, он предложил в 1964 году следующую оценку ситуации:

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz