Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Возрождение трансцендентности. Понятие имманентности в богословии XIX века

Гренц С., Олсон Р.


Независимо от преобладавших взглядов на христианство, возвышение просветителями религии разума, прославление природы и ее Бога, как ни парадоксально, означали победу новой имманентности над той самой трансцендентностью, которая олицетворяла собой Средние века. Бог деистов был далек от мира и полностью запределен ему. И все же просветители постарались столь тесно связать Бога с природой и человеческим разумом, что божественная трансцендентность полностью растворилась в имманентности божества разумно устроенному творению. Вместо того чтобы искать Бога за пределами мира, просветители, в конце концов, обратили свои взоры вглубь него самого. Перемены, начавшиеся еще во времена Возрождения, установились окончательно и бесповоротно. Триумфальному шествию имманентности суждено было продолжаться вплоть до начала двадцатого века.

Глава 2

Возрождение трансцендентности.

Понятие имманентности в богословии XIX века

К концу XVIII столетия наблюдается закат эпохи Просвещения. Особенно заметно это происходило в Англии. К тому времени многие мыслители отказались от религии разума в пользу скептицизма, или религиозного релятивизма. Они пришли к заключению, что разум не в состоянии ответить на главные вопросы, касающиеся Бога, нравственности и смысла жизни.

Хотя эпоха Просвещения закончилась, перемены, произошедшие в богословии, были уже необратимы. Каждая из последующих тенденций в развитии богословия испытала на себе влияние этого этапа истории западной мысли. Теперь богословам приходилось говорить на языке, понятном людям, чей образ мышления сформировался благодаря ветру перемен, пронесшемуся над Европой в эти десятилетия.

Закат эпохи разума поставил религию в затруднительное положение. На первый взгляд казалось, что мыслители восемнадцатого столетия предложили всего два варианта. Можно оставаться верными традиционным христианским взглядам на человеческий грех и божественное спасение, основывающимся на библейском и церковном учениях. Если же нет, остается принять идеи скептического рационализма, возникшего как конечный продукт просвещенного ума. Макгифферт в своем монументальном исследовании докантовской эпохи заключает: «В конце столетия религия находилась в глубоком кризисе».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz