Богословие и богословы XX века
ПРЕДИСЛОВИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
В широком смысле слова богословие можно определить как размышления о действии, содержании и смысле христианского вероучения. Богословие рассматривает его в контексте особых исторических и культурных условий, и, следовательно, может по праву считаться контекстуальной дисциплиной. Благодаря своей контекстуальной природе, богословие постоянно находится в развитии. Лежащая в основе христианства вера в Господа Иисуса и Триединого Бога, явившего себя во Христе, разумеется, остается неизменной. Однако мир, в котором мы исповедуем свою веру, непрестанно меняется. Богословие служило церкви во все времена, независимо от культурных условий, помогая Божьему народу осмысливать и делами доказывать веру, единую для всех поколений христиан, неся ее в мир, где они живут и трудятся во имя Христово.
Таким образом, богословие движется между тремя полюсами — библейским евангелием, наследием церкви и мыслительными моделями современного мира. С их помощью оно исповедует вечно неизменного Христа в переменчивом мире, говоря на языке, понятном каждому новому поколению.
Богословы XX века, подобно своим предшественникам, приняли вызов, брошенный им наукой. В своей книге мы попытались представить, как нам кажется, главные богословские течения того столетия. С этой целью мы исследовали труды выдающихся богословов и основные богословские течения последних десятилетий. Но богословские школы не возникают случайно или обособленно от внешнего мира. Поэтому в своей книге мы сделали попытку перейти от объективного анализа к толкованию. Нам захотелось не просто представить читателям выдающихся мыслителей и предложить краткий обзор их теорий. Мы постараемся рассказать вам историю богословия в эпоху перемен.
Мы рассматриваем XX столетие как переходный этап от так называемого модернизма, начало которому было положено в эпоху Просвещения, к постмодернизму. Ученые расходятся в определении «постмодернизма» как этапа общественного развития, однако никто уже не считает настоящее и будущее результатом действия неких сил, приведенных в движение Просвещением. Двадцатый век стал свидетелем не расцвета модернизма, а его разрушения и полного упадка. Модернизм стал своим собственным злейшим врагом, произведя на свет экзистенциализм, новую физику, феминизм и деконструктивизм. В XX веке человечество испытало неведомую ему дотоле тревогу, мучительно пытаясь осмыслить свое место во вселенной. Эта тревога нашла отражение в новых поисках трансцендентности, источника надежды и смысла жизни за пределами замкнутого мира, ограниченного научно-философскими рамками Просвещения. Мы рассматриваем XX век как историю нелегкого продвижения общества и богословия в частности от модернизма к постмодернизму.