Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
История

Гренц С., Олсон Р.


Бультман использовал эту схему для разделения библейских понятий греха (для Бультмана практически тождественного «неверию») и веры. Мнимое существование, по его мнению, ведет человек, который ищет удовлетворения всех своих потребностей в мире, то есть в области материального, в собственных достижениях или в прошлом. В этом и заключается грех — восприятие себя как личности, независимой от Бога. Подлинное существование, напротив, предполагает готовность строить свою жизнь не по законам мира, а на основании духовной реальности в сочетании с отказом от эгоистичной самоуверенности и ориентацией на будущее. Мы живем в мире, но не зависим от него, воспринимая его с позиции «как если бы все было не так», по выражению самого Бультмана. Это и есть вера — полная и безоговорочная преданность Богу. Человек учится по-новому воспринимать самого себя, потому что вера активный отклик на призыв Бога, в котором мы обретаем свое подлинное бытие.

История

Бультман использовал еще одну важную категорию экзистенциализма концепцию «истории». В этом он последовал за Хайдеггером и полностью отверг мировоззрение XIX века. История — это не бесстрастное изучение фактов и событий прошлого. По-настоящему значимое историческое исследование всегда экзистенциально, поскольку включает в себя активное личное участие в происходящих событиях.

В основе его понимания истории лежит различие между понятиями Historie и Geschichte, которое Бультман, очевидно, заимствовал у Мартина Кэлера. Сам Бультман использовал прилагательные, образованные от этих двух терминов, для обозначения двух разных подходов к изучению истории как совокупности человеческих поступков и их последствий. Бесстрастное объективное наблюдение позволяет проследить причинно-следственную связь между историческими фактами (historisch). Но если к событиям подходить с точки зрения человеческого существования, они из эпизодов прошлого превращаются в настоящее {geschichtlich), открывая завесу над существованием каждого отдельного человека. Следовательно, важны не просто факты, а целенаправленное развитие истории, события с их непреходящей значимостью и смыслом. Итак, чтобы не терять связи с настоящим, история должна восприниматься как осмысленное или истолкованное событие.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz