Богословие и богословы XX века
Практическое христианство
При этом ему нередко приходилось заниматься и апологетикой в стремлении напомнить обществу, в большинстве своем отвергшему евангелие, о значимости и ценности христианства. Нибур говорил, что его волновала проблема «защиты и обоснования вечной значимости христианской веры в светском обществе». Однако в своих апологетических выступлениях он использовал подход, весьма отличный от традиционного доказательства интеллектуальной обоснованности христианства. Нибур попытался показать, что именно христианская вера придает смысл жизни каждому из нас, утверждая при этом: «В конечном итоге не существует неоспоримых аргументов в защиту того или иного смысла жизни человека». Более того, два главных христианских постулата, утверждающие личностную природу Бога и факт его вмешательства в историю, чтобы преодолеть отчуждение между Богом и человеком, «абсурдны со строго онтологической точки зрения». В то время как представители господствовавшего либерального богословия того времени стремились скрыть абсурдность веры, превращая Писание в набор «вечных принципов» этики или онтологии, Нибур отстаивал апологетику, которая лишний раз демонстрировала онтологическую неопределенность понятий личности и истории. В условиях такой неопределенности мы не вправе настаивать на полной рациональности, дабы иметь возможность говорить о взаимодействии Бога с его творением, используя библейскую символику.
В основе этого стремления лежала уверенность в том, что Д. Р. Дейвис верно описывал как «значимость абсолютного трансцендентного евангелия в каждой конкретной ситуации: применимость христианства во всех сферах общественной жизни». По мнению Нибура, в сравнении с христианством значимость всех прочих мировоззрений весьма относительна, и в первую очередь речь идет о не соответствующих действительности оптимистичных взглядах на личность и общество, преобладавших в то время. Он неоднократно подвергал резкой критике два главных артикула веры своих современников: идеи прогресса и способности человека к достижению совершенства. Его критика была столь острой и проницательной, что один из современников писал: «Ни один мыслитель не может сравниться с Нибуром в обличении несостоятельности светских иллюзий и идеалов нашего времени».