Богословие и богословы XX века
Критика христианской традиции
По словам Рутер, осознание факта угнетения женщин представителями патриархальной религии и культуры вызывает серьезный шок, который сегодня во многом определяет женский опыт. Когда женщины-феминистки оглядываются на христианскую традицию, «целая социальная и символическая вселенная обрушивается вокруг них и внутри их самих. Все, что раньше казалось им близким и знакомым, становится совершенно чужим».
К критике христианской традиции представительницы богословия феминизма подходят диалектически. Иными словами, их критика содержит как отрицательные, так и положительные моменты. Отрицательный аспект включает в себя обличение и осуждение грехов андроцентризма, патриархата и женоненавистничества, глубоко укоренившихся в христианстве и западной культуре. Наибольшим злом они считают андроцентризм, мировоззрение, «согласно которому мужчины наделены достоинством, добродетелью и властью, в противоположность женщинам — существам низшим, лишенным человеческого достоинства и неполноценным по сравнению с мужчинами». Присутствие этого греха в церкви очевидно: «Пока христианство отдает предпочтение символизму отношений между отцом и сыном как определяющему фактору своего богословия и практики, оно остается андроцентричным». Более того, это присутствие ощущается повсюду. Рутер заявляет:
Начиная с исходного предположения о том, что мужчина служит образцом человеческой личности, а значит, и образцовым носителем Божьего подобия, все символы, от описания Бога и христологии до церкви и ее служения, определяются с точки зрения укоренившегося представления о главенстве мужчины и второстепенной, подчиненной роли женщины.,38
Социальным выражением андроцентризма служит патриархат. С точки зрения феминизма, патриархат нельзя сводить к неравенству в отношениях между полами. Речь идет не только о подчиненности женщин мужчинам. Патриархат включает в себя «все структуры общественного устройства во главе с отцом: власть аристократов над простолюдинами, хозяев над рабами, царей над подданными, расистовколонизаторов над угнетенными народами». Итак, патриархат проявляется во всех формах подчинения, в каждой иерархической системе контроля и власти. Пока христианская традиция одобряет подобный порядок вещей и сама строится по тому же принципу, она несправедлива и нуждается в пророческом обличении и радикальном пересмотре.