Богословие и богословы XX века
Что представляет собой богословие феминизма?
В разработке феминистского богословия принимают участие не только христианки. Такая тенденция существует и в иудаизме. Феминистки, не разделяющие христианских взглядов, выступают за создание новой языческой религии — поклонения «Матери Богине». Мы будем говорить о христианском богословии феминизма, которое, по словам Памелы Дики Янг, «ставит своей целью формулировку христианского вероучения с точки зрения женщин как угнетаемой социальной группы». Мы увидим, что, хотя среди представителей феминистского богословия существует большое разнообразие взглядов, узы сестринской привязанности скрепляют их единство в стремлении к достижению общей цели.
Памела Дики Янг выделяет четыре основополагающие темы, определяющие направление развития движения: классическое христианское богословие патриархально (разработано мужчинами и для мужчин); традиционное богословие не уделяло достаточного внимания женщинам и их опыту или искажало истинное положение вещей; патриархальность богословия нанесла женщинам огромный урон; и потому женщины должны сами становиться богословами, чтобы иметь равную возможность участвовать в дальнейшем развитии этой дисциплины. Можно добавить еще одну, пятую тему: женский опыт, по определению феминизма, должен быть источником и критерием истины для современного христианского богословия. Энн Карр говорит от имени всех представительниц богословия феминизма:
Хотя женщины не претендуют на исключительное познание Бога, они могут быть уверены, что их опыт и понимание Бога способны внести важные, даже необходимые поправки в образы и представления, созданные церковью и культурой, где господствуют мужчины.
В христианской среде опыт и интуиция женщины способствуют понастоящему критическому обновлению традиционных и современных представлений о Боге.т
Несмотря на то, что эти темы можно считать общими для всех представительниц богословия феминизма, между ними существуют разногласия по некоторым важным вопросам. Так, например, нет единого мнения о том, следует ли женщинам оставаться в традиционных христианских церквях, пытаясь изменить их или покинуть ради общения с другими женщинами и сочувствующими мужчинам в Женских церквях. Неоднозначно оценивается и авторитетность традиционных первоисточников христианского богословия — Библии и церковного предания.