Богословие и богословы XX века
Контекстуальное богословие
По мнению Гутьерреса, основное различие между европейским и североамериканским богословием с одной стороны и латиноамериканским с другой заключается в существенном отличии участников богословского диалога. Североатлантическое богословие, как либеральное, так и консервативное, сформировалось под воздействием вопросов, которые задают неверующие жители западных стран. Главной проблемой для него остается возможность говорить о Боге в светском мире. Задача латиноамериканского богословия, напротив, обусловлена вопросами, звучащими из уст «нелюдей»: «человеческих существ, которым господствующий порядок отказывает в человечности — эксплуатируемых классов, национальных меньшинств и представителей презираемых культур». «Наша проблема заключается в том, поясняет Гутьеррес, — чтобы показать людям, лишенным человеческого достоинства, что Бог есть любовь, и эта любовь делает всех нас братьями и сестрами».
Мигес Бонино был столь же непримирим в отношении контекстуальности богословия. В своей книге «Как заниматься богословием в революционной ситуации» он отстаивает право латиноамериканских богословов освобождения заимствовать и адаптировать идеи марксизма в своем богословском контексте. Отвечая на критику, целью которой было подчинение их авторитету европейских и североамериканских учений, он смело утверждал, что мыслители освобождения «отказываются признать приоритет западного академического богословия и его нормативную роль в развитии всех направлений богословия. Они не станут участвовать в богословских дискуссиях, оторванных от тех условий, в которых проходят эти дискуссии».
Несомненно, именно идея контекстуальности богословия главная причина разногласий между латиноамериканскими богословами и их коллегами в Риме. Поскольку единство церкви и ее богословия являются столпами католического учения, руководство церкви не может не опасаться, что эта основная предпосылка богословия освобождения приведет к расколу. В свою очередь, европейские и североамериканские богословы, пытавшиеся вести критический диалог с представителями новой формы богословия, часто наталкивались на нежелание латиноамериканцев участвовать в этом и даже на враждебность и отношение к ним как к чужакам и даже угнетателям.