Богословие и богословы XX века
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ
ИММАНЕНТНОСТЬ В ОСВОБОЖДЕНИИ
Как показали учения, пришедшие на смену радикальному богословию и обратившиеся в сторону трансцендентности, — например, повествовательное богословие и новый мистицизм — искаженное понимание трансцендентности как следствие исключительного акцента на имманентности в конце концов оказывается крайне неудовлетворительным. Внутренняя нестабильность, порожденная утратой трансцендентности, постепенно заставила богословие освобождения уступить место богословию духовности.
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ
ИММАНЕНТНОСТЬ В ОСВОБОЖДЕНИИ
В 1968 году епископы католической церкви Латинской Америки, собравшиеся в колумбийском городе Меделин, положили начало богословской революции. Это была вторая встреча КЕЛАМа, Конференции епископов Латинской Америки, которую часто называют КЕЛАМ II, или просто Меделин. Ее участники потрясли весь мир, осудив традиционный союз церкви с латиноамериканскими властями и охарактеризовав ситуацию в этой части света как узаконенное насилие над народом.
КЕЛАМ II принято считать настоящим началом развития богословия освобождения. По словам одного из североамериканских представителей этого движения, «она дала толчок революции в жизни латиноамериканской церкви, которая впоследствии изменила историю этого континента». Затем, в 1971 году, вышла в свет книга «Богословие освобождения», написанная перуанским священником и преподавателем богословия по имени Густаво Гутьеррес. Этой книге суждено было стать манифестом нового движения и учебником для его продолжателей.
Конференция епископов и публикация богословия Гутьерреса вызвали целый поток идей и критических замечаний, преобладавших в богословских кругах на протяжении всего десятилетия 1970-х. Но действительно ли католические епископы и богословы выступали за насильственную революцию в Латинской Америке? И был ли сам Иисус таким же революционером, как Че Гевара или Камилло Торрес?
В 1979 году епископы вновь встретились для обсуждения общественно-экономической ситуации в Латинской Америке и пересмотра богословия освобождения, возникшего со времени их исторической встречи. По замыслу церковных властей, КЕЛАМ III, часто называемая «Пуэблой» по названию мексиканского города, где заседали епископы, должна была умерить радикализм занятой ими ранее позиции. Но этому замыслу не суждено было осуществиться. Подтвердив, что Бог отдает предпочтение беднякам, подвергнув критике военные диктатуры и противопоставив их примитивным общинам христиан, появившимся в предшествующем десятилетии, конференция лишь придала дополнительный стимул дальнейшему развитию новоявленного богословия освобождения.