Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословская методология

Гренц С., Олсон Р.


Сильный упор на первостепенной значимости евангелия значительно отличает методологию Кюнга от методологии классического и нео-либерализма. Остается только сожалеть, что Кюнг не приводит большего количества примеров такого преимущества. Его гораздо чаще интересует возможность соотнесения христианского учения с человеческим опытом. Тем не менее, он настаивает на преемственности между новой богословской парадигмой и традиционными моделями, как католической, так и протестантской:

Все это означает, что в христианском богословии может произойти резкий парадигматический переворот, если, конечно, оно останется христианским. Он может иметь место только на основе евангелия и благодаря евангелию, но ни в коем случае не вопреки евангелию. Истина евангелия Иисуса Христа — при всей необходимости глубокого историко-критического анализа всех повествований о нем самом — может быть оспорена богословом не более, чем правдивость истории ее исследователем или конституции — юристом.

На практике это означает, например, что Кюнг отвергает призывы некоторых христианских богословов лишить Иисуса Христа его центрального места в христианстве и, в целях лучшего взаимопонимания с представителями других религий, заменить его просто «Богом». Кюнг сравнивает этот вопрос с Рубиконом, перейдя который, он уже не вправе был бы называться христианским богословом.

Однако приоритет, который евангелие, по его мнению, должно иметь в любой богословской парадигме, не означает, что Кюнг готов встать на сторону консерваторов или евангелистов, считающих, что евангелие основано на богодухновенности Писания. Первоисточником богословия для него остается Иисус Христос, единственный Господь и Спаситель человечества, а не вся Библия. Для Кюнга вера в непогрешимость Писания столь же ошибочна, как и заявления о непогрешимости папы. Непогрешим один только Бог; авторы Библии были всего лишь людьми, удостоившимися чести засвидетельствовать божественное откровение в Израиле и Иисусе Христе.

Нельзя возносить Библию до положения «бумажного папы», что, по мнению Кюнга, сделали протестантские фундаменталисты и евангелисты. Необходимо провести четкую границу между Новым Заветом и евангелием. Воплощением евангелия в Новом Завете является Иисус Христос. Только правильный «историко-критический метод» может восстановить norma normans (абсолютную норму) богословия, которую затем следует применить к остальной Библии.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz