Rambler's Top100

Иеромонах Нафанаил (Судников)

ПОЧЕМУ Я СТАЛ "ЗАРУБЕЖНИКОМ"

"Русь Православная", 2001, №4

Дорогой, Константин Юрьевич. Мир Вам. Посылаю Вам свою статью-письмо, посмотрите, пожалуйста, может быть, сочтёте нужным напечатать в своей газете. Скажу прямо, газета Ваша, по моему мнению, приносит больше пользы, чем вреда для Церкви и для России. Задорный, полемический характер многих материалов, как я считаю, весьма уместен, задевая многих за живое и побуждая откровенно высказать своё мнение по тем или иным вопросам. Я не всегда согласен с Вашей точкой зрения, были в Вашей газете материалы весьма сомнительного характера по своим нравственным достоинствам, но в целом, как мне кажется, Вы стараетесь быть честным. Простите, что я так дерзко берусь судить о Ваших побуждениях. Да поможет Вам Господь. Прошу Ваших святых молитв. Недостойный иеромонах Нафанаил (Судников), Г. Барнаул

ОСОЗНАТЬ, ГДЕ МЫ НАХОДИМСЯ…

В последних номерах "Руси Православной" одной из основных тем стала тема соединения РПЦ (МП) и РПЦЗ. Честно сказать, читать большинство публикаций на эту тему в вашей газете мне было очень стыдно. Стыдно за поспешность некоторых авторов делать обобщающие выводы и выносить безжалостные приговоры на основании небольшого количества фактов и больших эмоциональных переживаний.

Это касается критики как в адрес РПЦЗ, так и в адрес Московской Патриархии. Мне, грешному, показалось, что значительная часть рассуждений на эту тему грешит тем, что в пылу спора авторы нередко выходят за рамки обличительства, допустимого для христианина, который обязан ненавидеть и обличать грех, и, в то же время, любовно, жалостливо относиться к человеку.

Не так давно, я попросил владыку Евтихия, епископа заграничного синода, принять меня в евхаристическое общение с РПЦЗ, и был принят заштатным клириком. После этого мне не раз приходилось слышать о предательстве Матери-Церкви, которое, якобы, совершают российские "зарубежники" вступая под покров епископов РПЦЗ, о том, что "где тебя посадили, там и должен расти". В связи с этим, я дерзаю предложить вам для прочтения свою историю в надежде, что кому-то она может принести пользу.

Да не подумает кто, что это излагается с целью кого-то обвинить, нет. Касаясь некоторых некрасивых сторон церковной жизни, я ставлю себе целью не обвинение, но призыв ко всем нам осознать, где мы находимся в духовном плане, и куда идём, осознать бедственность состояния современной Православной Церкви, и предложить задуматься о том, что мы должны делать.

НА ГОРЕ СЕБЕ И ЛЮДЯМ

Крестился я в Томске на втором курсе технического ВУЗа. "Озаренный" чтением одного из дзен-буддийских мистиков, несколько дней я ходил в приподнятом настроении, и вдруг решил действием немножко приобщиться к чему-то духовному, хотя бы к "вере предков". В результате случилось так, что священник в одном из храмов совершал надо мной какое-то действо, поливал мне затылок водой, чем-то мазал, и что-то нараспев читал. На следующий день меня причастили. После сих действий, я удовольствовался тем, что стал "крещёным", но, к сожалению, кто такой Христос, так и не узнал - Господь оставался для меня малознакомым персонажем духовной литературы. Жизнь моя продолжала течь по-прежнему. То есть меня не "посадили", и "расти" я не стал.

По милости Божией, духовный голод не давал мне покоя, и через три года, уже в Барнауле, я беспокойно стал кружить вокруг храма, увидел, что там есть библиотека, и усиленно начал читать духовные книги и журналы. Дошло дело и до Евангелия. Милостивый Господь заронил в мою душу семя веры - непосредственное стремление к Нему. Я покаялся на общей исповеди, пару раз причастился и стал молиться о том, чтобы стать монахом - так хотелось целиком служить Богу.

В итоге, без каких-либо усилий с моей стороны через три месяца после первой исповеди меня постригли в монахи и рукоположили в диаконский сан, ещё через три - в священнический (мне едва исполнилось 20 лет). В общем, с постригом и хиротонией состоялась такая же профанация, как и с крещением: как только я заикнулся о том, что я недостоин, и мне наверное рано, наставник мой только посмеялся, а епископ рукой отмахнулся. Впрочем, хотя я и не знал почти ничего, но был весьма самоуверен: "конечно смогу - чё, я хуже других что-ли?" Пять лет, на горе мне и православному народу, я служил на приходах и в монастырях Барнаульской епархии. Сколько при моём крещении, постриге и хиротонии было совершено канонических преступлений, столько и даже больше совершал я сам, калеча души и судьбы уже других людей.

Теперь о "ревнительстве". С самого начала Бог мне дал ревностного наставника, который чувствовал и говорил, что многое делается "не так", и говорил, что многое должно быть по-другому. Однако, как нужно жить и служить, чтобы было "так", внятно объяснить не мог, да, скорее всего, и не знал. Но он дал нужное направление - со злом смиряться нельзя, но нужно с ним бороться. Правда под злом, с которым нужно бороться, подразумевались, в основном, грехи иерархии МП: экуменизм, корыстолюбие и непомерная гордыня епископата - зла своего священнослужения большинство священников-"ревнителей" к сожалению не видят.

С первых шагов в Церкви меня предупредили о том, что православность моего епископа, а скорее всего, и патриарха - весьма условна, и с ними и им подобными нужно бороться "за Церковь". Действительно, общение с архиерейским окружением и персоналом епархиального управления оказалось очень неприятным. И я, не успев стать православным, стал с ними бороться за чистоту православия.

Несмотря на множество грехов, Господь никогда не оставляет человека. Со временем для меня всё более ясной становилась одна простая истина: нет ничего выше Евангелия. Никто в большем совершенстве не понёс евангельские заповеди, кроме как святые отцы Православной Церкви. Ничто более совершенно не применяет Евангелие к повседневной жизни, кроме как правила вселенских и поместных соборов и святых отцов, причём они остаются непреложными до сих пор. Бог спасает только тех, кто стремится щепетильно исполнять Его заповеди, оставаясь в рамках канонических определений.

И вот, я натолкнулся на отчаянное сопротивление со стороны своего епископа, большинства священников и многих мирян. Епископ запрещает "освящать крестики бесплатно" и грозит за ослушание каноническими прещениями (!), благочинный запрещает крестить бесплатно, даже верующие, развращённые порочной практикой, ропщут из-за того, что батюшка не крестит, не отпевает и не венчает неверующих.

Про священников, боящихся архиерея, боящихся матушки, боящихся лишиться стабильного дохода, нечего уж и говорить. Отсутствие торговли в храме, оказывается, - нововведение. Оглашение - баптизм. Десятина - протестантизм. Каноны грозят страшными прещениями за то, что постоянно совершается на твоём приходе, епископ грозит теми же прещениями, если ты будешь исполнять эти каноны (ведь уменьшится доход).

Но главное - святоотеческими правилами необходимо руководствоваться в личной жизни! Поэтому, до тридцати лет я не имею права священнодействовать (VI Всел. 14, 15). Выйдя по этой причине за штат, и, оказавшись вне финансовой и прямой административной зависимости от епископа, я оказался волен поступать по совести, не принимая в расчёт своекорыстных побуждений. А совесть мою смущало вот что: как известно, если христианин знает, что епископ или патриарх еретик, то ни под каким видом он не имеет права причащаться за литургией, на которой возносится имя этого епископа. Разумеется, если тот не таясь противоречит Евангелию, догматам Церкви.

Так вот, несколько лет я пытался убедить себя, что экуменическая деятельность патриарха Алексия не является откровенным исповеданием экуменической ереси. Ни его прошлое председательство в Конференции Европейских Церквей, ни молитвы с еретиками, ни христосование на солее с католическим архиепископом в 1997 году. Даже когда на архиерейских соборах почти единогласно принимались документы, одобряющие всю экуменическую деятельность МП, я приводил себе на память слова одного из современных старцев МП: "Я точно знаю, что у нас есть, по крайней мере, два епископа, которые мяса не едят, на этом и стоим".

Но, честно сказать, борьба с епископатом за "православность" Церкви - это не нормальная ситуация; и как можно воспитывать своих прихожан в покаянии, в любви к добродетели, ненависти ко греху, любви к своим наставникам и при этом одновременно прямо и открыто говорить, чтобы остерегались епископа, не обращали внимания на архиерейские соборы… да и на синод… да и на патриарха?.. Впрочем, про патриарха даже можно сказать, что он хороший, но в окружении злодеев, и что он тоже "борется за православие", но маскируется под еретика для икономии. Но не приемлет душа моя такого лукавства.

При всем при этом я даже готов верить в то, что по своим душевным качествам патриарх Алексий - замечательный человек. Что бы там ни говорили о спекуляциях МП спиртным, сигаретами и нефтью, или о его деятельности в КГБ под кличкой "Дроздов" - всё это может или его не касаться, или оказаться клеветой. Но даже если это всё и было, и есть, то это не повод для разрыва молитвенного общения. Любящему сердцу никакая грязь не станет преградой.

Но дело в том, что, может быть, и папа римский человек очень добрый, чуткий, горячо любящий свою паству, недаром его так любят католики. И при всём моём добром отношении к тому и другому, я с сожалением должен признать, что ни того, ни другого я не могу принять как предстоятеля Христовой Церкви - неправославные они. Высказался бы патриарх прямо, что экуменизм - ересь, католики, монофизиты, протестанты - еретики, тогда бы не было никаких разговоров, а до тех пор...

СПАСАЮСЬ В ЦЕРКВИ, А НЕ СПАСАЮ ЕЕ…

Когда я всё сие осознал, то встал вопрос о Церкви. Где причащаться? Без епископа Церковь не стоит. Ближайший епископ не имеющий молитвенного общения с еретиками оказывается епископом РПЦЗ, ближайшая община верующих, ставящая для себя целью жизнь по Евангелию, по канонам, и немало в этом преуспевшая - община РПЦЗ. И это на фоне разложения в 99 процентах приходов МП.

Почитайте "Книгу правил" и посетите несколько ближайших храмов, посмотрите на порядки в них, пообщайтесь с прихожанами и священниками - хочется плакать, глядя на всё это. Впрочем, было бы несправедливо сказать, что обмирщение не касается верующих и клириков РПЦЗ, но там процесс апостасии идёт несколько медленнее - епископ Евтихий запретит за симонию, а не за отсутствие таковой в храме. Поэтому, особо не мудрствуя, я попросился в общение с ними. Теперь я верю своему епископу, верю своему предстоятелю - митр. Виталию, верю священнику, у которого исповедаюсь и причащаюсь, и теперь я в Церкви спасаюсь, а не спасаю Церковь.

Что же касается непопулярного названия "зарубежники", то на Русскую землю географически вера пришла из-за рубежа, от греков, а к тем - из Палестины, а мистически - с Небес. Что касается бегства от большевиков первых иерархов РПЦЗ, так и Христос бежал в Египет младенцем, Он был первым Беглецом (по Златоусту). И апп. Пётр и Павел, и многие святые отцы бегали от преследования. Что же касается Матери-Церкви, то Церковь, в которой я пребываю, - Церковь Христова на Русской земле, большая часть её чад по племени русские, учат меня Святые Отцы вселенские, в том числе и русские, и, наверное, богословски некорректно было бы неразрывно связывать понятие Матери-Церкви непременно с подчинением Московскому Патриарху, а Русской Православной Церковью именовать только тех, кто подчиняется иерархии МП. Преподобный Максим Исповедник в своё время отказался причащаться со всеми патриархами из-за их ереси, и сказал, что даже если весь мир причастится с ними, то он откажется.

Что же касается соединения МП и РПЦЗ - осудите экуменизм как ересь, и важнейшая преграда будет разрушена. Но самое главное не в этом. Если вы не считаете патриарха Алексия явным еретиком, то это дело вашей совести, да поможет вам Бог навести порядок в своей душе и в своей Церкви. Главное в том, что если в Русской Церкви (единой или расколотой) не начнётся процесс самоочищения, покаяния - то все объединения бесполезны.

Зачем нам лазить по помойкам истории выясняя, кто кого когда отлучил, кто какую корысть преследовал? Давайте оглядимся вокруг, на ближайшии храмы - срам. А ведь у нас на совести ещё и до сих пор кровоточащий раскол со старообрядцами. Так вот, если не будет восстановлен Евангельский, канонический строй Православной Церкви, если не заработает во всю силу церковный суд, заставляя священников проповедовать, жить, учить и служить в соответствии с Евангелием, а над противящимися производя массовые прещения, то никакой надежды не будет нам ни объединённым, ни разъединённым - все в аду будем гореть. И никто, и ничто не спасёт тогда Церковь - ни война, ни Царь-Батюшка.

Если Бога не боимся, то и Царя не испугаемся, какой бы страшный он ни был - не спасительно благочестие из-под палки. Поэтому помолимся, братия, не о соединении в рамках одной юрисдикции, не о восстановлении монархии, а о своём и общем покаянии, о соединении в ограде Христовой Церкви. Тогда даст Господь нам и единство, а если нужно и Царя православного. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных! Аминь.


Библиотека газеты "Златоуст"
Hosted by uCoz