АРХИЕПИСКОП СЕРАФИМ (ДУЛГОВ)

УРОКИ ИСТОРИИ

«Вестник Западно-Европейской Епархии Русской Церкви за Рубежом», №37, 1993 г


С самого начала, как только Церковь Христова стала распространяться, её члены подверглись гонениям. В начале от иудеев. Одним из таких гонителей и был Савл — будущий Апостол Павел! В те времена фанатизм евреев сдерживали лишь римские власти. Потом — гонение от римского Государства. Сперва по просьбе еврейских первосвященников, а потом уже по собственной инициативе. И даже не по злобе, а для «порядка» в Государстве! В этом они значительно отличались от современных нам атеистов большевиков, гонителей религии, которые более 70-ти лет стремились уничтожить любую веру, любую религию, уже идеологически, как несовместимую с обязательным государственным материализмом. Язычники римляне безбожниками отнюдь не были. Вся жизнь Империи была пропитана религией. Так, даже перед каждым государственным предприятием непременно обращались к богам за советом... Но христиане, помимо Единого Истинного Бога, одновременно другим, ложным богам, поклоняться не могли. В начале римляне христиан от евреев не отличали. Но в дальнейшем правительство стало различать религии покоренных народов: дозволенные и недозволенные. (Ну, немного, как сейчас в России. Дозволены: официальная Церковь (Московская Патриархия), католичество, протестантские секты, даже Кришна и др. Недозволенная: Свободная Православная Русская Церковь (Зарубежная). Для римлян христианство стало религией недозволенной. Не могла Церковь признавать богами и римских императоров. Значит приносить их изображениям жертвоприношения. Покланяться им. Всё это породило подозрение, что христиане — это элемент подозрительный, стремящийся ниспровергнуть существующий порядок. Начались жестокие гонения. Они то утихали, то начинались с новой силой. Вот такое страшное гонение было при императоре Декии Траяне (249-251). Он занял престол после ожесточённой борьбы с Филиппом и стал ненавистником христиан уже только потому, что его предшественник был к ним скорее благосклонен. Как человек грубый, он не размышлял много о верованиях, следуя древнему идолопоклонству и разделяя убеждение, что целость и благосостояние Государства находятся в неразрывной связи с сохранением старой религии. Партии языческих фанатиков такой государь и был нужен. Христиан он задумал истребить полностью. Гонения на них, которые начались после эдикта 250-го года, превосходили все предшествующие своей жестокостью, за исключением разве гонений, которые имели место при Марке Аврелии.

Гонения эти были продуманы и организованы до малейших деталей. Христиан арестовывали (возможно по подоходным спискам) и они должны были предстать перед комиссией, задача которой было:
• добиться отречения от Христа,
• заставить христианина принести жертву богам или же совершить воскурение фимиама перед идолами, затем принять участие в пиршестве и есть идоложертвенное мясо; и наконец:
• эта комиссия выдавала свидетельство об акте отречения от Христа.

Для Церкви это было тяжёлое испытание. В начале этой волны гонения пострадал в Риме Епископ Фабиан, на Крите — Епископ Кирилл, в Иерусалиме — Еп. Александр. Приняли также мученическую кончину Карп, Еп. Фиатирский, Вавила. Еп. Антиохийский. Знаменитый же учитель Церкви Ориген претерпел множество истязаний. Целью гонителей было, в первую очередь, обезглавить местные Церкви.

Арестовать же св. Дионисия Великого (Александрийского) не позволили вооружённые жители. Он готов был на смерть за имя Христово, но счёл освоим долгом скрыться в одном надёжном месте, а потом удалился в Мареотскую пустыню. Там он и пробыл три года и, находясь в отдалении от паствы, тем не менее управлял ею через послания и через надёжных священников.

Одновременно с ним эмигрировал св. Киприан Карфагенский, ещё раньше него — св. Поликарп, а позднее — так же поступил и св. Афанасий. Святой Григорий Неокесарийский собрал большую часть своих пасомых и удалился с ними на время гонения в пустыни. Поэтому отпавших от Христа среди его паствы совсем не было. Само собой напрашивается сравнение с нашим великим русским исходом при воцарении безбожников-большевиков. Ушли со своими епископами во главе, и создали за рубежом свободную Русскую Церковь.

Подобные исходы были и до 1920-го года. Так, например, часть населения острова Кипр покинула родину. «Дабы освободиться от иноверного рабства»,— как говорит об этом ис ходе 6-й Вселенский Собор (в 692-м году). Больше того: такие эмигранты создали в пределах другой автокефальной Церкви, на время своего там пребывания, своего рода «Зарубежную кипрскую Церковь».

Часть сербского народа при турках тоже ушла с родины со своими архиереями и пастырями, чтобы нс оказаться под властью мусульман. Также и черногорцы, боровшиеся с турецким игом вдали от родины. Но считали себя неотделимой свободной частью Сербской Церкви...

Но вернемся к гонениям при Декие и «эмигрировавшим» на это время христианам.

Как мы видим, Церковь ничего не требует от своих членов, кроме соблюдения нравственного Божьего закона и ничего не запрещает, кроме греха. В бегстве ли, в эмиграции ли, в сокрытии себя где-нибудь в безопасном месте — нет греха. А в отречении и даже в компромиссах (как мы увидим дальше) — в этом и ложь и грех. Поэтому Христос и сказал: «Если вас гонят в одном городе, бегите в другой». А вообще, как буд-то достаточно тут лишь вспомнить бегство Пречистой Девы Марии в Египет с целью спасти (но и сохранить для будущего дела спасения рода человеческого) Младенца-Христа!

Если число мучеников, пострадавших за Христа при Декии, было велико, немало было и отрекшихся. Нужно иметь в виду, что в предшествовавшее гонениям спокойное время многие принимали христианство не по истинному убеждению. Вероотступничество было также особенно распространено среди богатых. Были случаи, например, когда некоторые не дожидаясь вызова на комиссию, сами стекались к судебным трибунам, как будто поскорее желая воспользоваться благоприятным случаем отречься от своей веры. Были даже такие, которые упрашивали чиновников держать суды открытыми целый день, чтобы не откладывать своё вероотступничество ни на один день. Как повествуют об этом летописи — «они спешили к демонским жертвенникам для заклания своего упования, своей веры, самих себя, своего спасения во Христе, увлекая свою семью, которую они принуждали отступить от веры».

В этом и состояла тактика римского правительства — либо обещать ужасные страдания, либо искушать соблазнительными приманками. Но, к удивлению язычников, опять по словам летописей,— «множество пытаемых и мучимых оставались более твёрдыми, чем их мучители; они, битые и калечимые,— торжествовали над бьющими и калечащими...»

Но появилось тогда и одно новое явление, которое нам особенно интересно изучить в наше время. Веяние, которое 1700 лет спустя современные нам российские новомученики и исповедники со всею твёрдостью определили как несовместимое с верою во Всемогущего Господа Бога. «Нет,— сказали они,— ложью Церковь защищать нельзя! — "Спасать" Церковь приспособленчеством - это значит не верить в святость Церкви!». Точно такой же была позиция Церкви и в первые века своего существования.

Что же произошло во время гонений при императоре Декие? Вот в Смирне — Епископ Евтимон заставляет своего священника Пиоссиса лишь сделать вид, что он отрекся. Как он потом объяснил, он стремился во что бы то ни стало «сохранить у себя такого пастыря». В Испании Епископ города Леона Василид и Епископ Мартиал (города Лерида) решили, что благоразумнее будет найти какой-нибудь выход, чтобы их паства не осталась без пастырей, и чтобы могло продолжаться совершение богослужений. Первый подписался под ложным актом отступничества. А второй нашёл выход, на первый взгляд, вполне как будто приемлемый: он попросту купил такое удостоверение вовсе даже не отрекаясь.

Итак, благодаря им стадо не осталось без пастыря... Вот таким же точно путём и пошли многие в течении всего гонения Декия. Духовенство часто ложью и обманом «спасало», как они думали, Церковь. За ними и многие мiряне, уже не члены клира.

Так появились «либеллатики». Это те, которые смогли приобрести либо угождением, связями, либо за деньги, удостоверение об отступничестве. Хотя при этом они даже не являлись на суд, а следовательно, формально, от Христа не отрекались. Другие стали «турификати». Это те, которые всё же воскурили перед идолами или статуей императора фимиам. Не придавая, в душе, этому акту значение. То есть только внешне, на показ. «Сакрификати» — это те, которые принесли языческое жертвоприношение. Тоже чисто внешне. Те, которые путём подкупа добивались занесения себя в списки вероотступников, назывались «акта фациентес». Были и другие виды падения. То есть внешнего: всё это делалось только для виду,— «чтобы спасти Церковь», «чтобы не лишать верующих богослужений»... И тому подобное.

Не забудем, что они тем не менее себя отрекавшимися от Христа не считали, они только «делали вид» с благой всегда целью. Совсем как в «Капитанской Дочке»! Помните, денщик Савельич уговаривает своего барина лишь внешне выразить почтение самозванцу Пугачеву: «Ну что тебе стоит, плюнь, да поцелуй руку!»

Если бы во время гонений Декия или в последующие все так думали, то Церковь Христова прекратила бы своё существование. И Mip погиб бы. Но было великое множество верующих, которые сознавали, что ложью или компромиссами нельзя «спасать Церковь». Церковь не нуждалась ни в таком «спасении», ибо Церковь спасает, а не людям спасать Церковь положено, ни, тем более, такими методами... И оставались чистыми, верными до конца. Наш читатель, конечно, давно понял, что нечто аналогичное произошло и у нас на Родине и верующий наш народ, как и духовенство, в период ещё более страшных гонений, попал в такое же положение. Как 1700 лет назад, и наша страна обагрилась кровью Новомучеников и Исповедников. Некоторые, чтобы уберечь Истину, скрылись в катакомбы. Другие для сего удалились в «пустыни», дабы не подпасть «под иго злочестивых»— всё это как 1700 лет тому назад — эмигрировали.

Но нашлись епископы, священники и пасомые, которые думали, что они хотя и ложью и компромиссами, но тем «спасут» Церковь... Для пояснения приведём первую и наиглавнейшую заповедь сергианства, которая гласит: «Без нашей героической лжи Церковь Христова не устоит!»

Но в таком случае нужно знать, как отнеслась Церковь к такому именно явлению, когда гонения Декия окончились и наступила передышка. Голосом Исповедников и Отцов Церкви 3-го века Она высказалась. И Её решение остаётся в силе по сей день. В Карфагене в 254-м году состоялся Собор. Он низложил двух испанских (в то время православных) епископов, о которых у нас шла речь выше. В 251-м году, на этот раз в православном ещё Риме, состоялся другой Собор. И он определил, что если кто совершил во время гонений вот такой «внешний» жест отречения, то может покаяться. Если они покаются искренно, то снова могут быть допущены к общению, к Причастию. Но лишь после чистосердечного покаяния в содеянном.

Итак, Церковь давно определила, что те, которые думают «спасать Церковь», себя или души пасомых путём компромиссов, обмана, приспособленчества, «двойной игры», то есть обманывая гонителей своих даже для «благой цели» (как они думали), поступают греховно и пока не покаются, то недостойны общения.

Итак, все находившиеся в «сергианстве» у нас в России, думая, что тем самым они «спасали Церковь», то есть выполняли «полезное дело», оказались сами по себе под прещением: это все наши российские либеллатики, турификати, сакрификати и им подобные. Не мы их судим — современных нам или получивших священство от таких! Они сами себя осудили! Будь это в России, Болгарии, Румынии... Вспомним, например, что после падения Чаушеску весь румынский Синод во главе с патриархом сперва поступил так, как следовало: все они ушли в монастырь на покаяние, как предписывал Римский Собор 251-го года, о котором мы упоминали выше. Но когда увидели, что в стране мало что переменилось,— что во главе правительства всё те же лица, решили, что и они «не хуже» и остались во главе своей Церкви как ни в чём не бывало. Но первый, искренний, хороший порыв был. В Болгарии решили низвергнуть таких «коллаборантов»-епископов, в особенности патриарха. Это пока не вышло, но тоже порыв был. А у нас в России: как были «сергиане» или ими рукоположенные, так и остаются...
(Составлено по статье o. Ал. Трубникова на фр. языке, по «Житиям Святых» изд. Обители преп. Иова и другим источникам).
 


OCR&design © "Златоуст"

Hosted by uCoz