Александр Каломирос

РЕКА ОГНЕННАЯ

Действительно ли Бог добр?

Создавал ли Господь ад?

Д-р А. Каломирос, хирург-ортопед из Фессалоник (Греция), был известен как богослов и защитник традиционного Православия. “Река огненная” - одна из его работ, отрывки из которой публикуются здесь. Полностью книгу можно прочесть на английском по адресу: http://tca1.org/


Нет никакого сомнения, что мы живем в эпоху отступления от Бога, предсказанную в последние дни. Практически, большинство людей - безбожники. Безразличие и дух этого мира преобладает всюду.

Какова причина этого состояния? Причина - охлаждение любви. Любовь к Богу больше не горит в человеческих сердцах, и, как следствие, любовь меж людьми тоже умерла. Какова причина этого угасания человеческой любви к Богу? Ответ несомненен - грех. Грех, как темное облако, которое не дает Божьему свету достигать наших глаз.

Но грех существует давно. Вопрос в другом: почему люди стали не просто игнорировать Бога, но фактически ненавидеть Его? Отношение Человека к Богу сегодня не просто невежество или безразличие. Если Вы глубже исследуете людей, Вы заметите, что их невежество или безразличие заражено глубокой ненавистью. Однако никто может ненавидеть что-то несуществующее. Я подозреваю, что сегодня люди веруют в Бога больше, чем когда-либо за всю историю человечества. Их атеизм - не настоящее неверие. Их отношение к Господу подобно отвращению к тому, кого мы знаем очень хорошо, но ненавидим всем нашим сердцем, как бесы “веруют и трепещут”. Люди ненавидят Бога, и поэтому игнорируют Его, делая вид, как будто Его не видели и не знают, своеобразно симулируя безбожие.

Но почему люди ненавидят Бога? Они ненавидят Его не только, потому что их дела темны, в то время как Бог есть Свет, но также и потому, что они рассматривают Его как угрозу, как неизбежную и вечную опасность, как противника, как прокурора и вечного преследователя. Для них, Господь - больше не всемогущий врач, который воплотился, чтобы спасти их от болезни и смерти, а, скорее, жестокий судья и мстительный инквизитор. Так диавол заставил людей думать, что Бог не любит нас, а только Себя, и что Он принимает нас только, если мы ведем себя, как Он хочет. Кто же сможет любить мучителя? Даже те, кто пробуют спасти себя от гнева Божия, не могут действительно любить Его. Они любят только принужденно, пытаясь избежать мести. Даже если появляется возможность избежать вечного гнева этого всемогущего, но злого Судьи, для них было бы намного лучше, если бы этот Судья не существовал. Это было неизбежное логическое заключение в сердце Западных народов, потому что даже вечный Рай отвратителен с таким жестоким Богом. Восточное христианство не знало западного богословия, поэтому узнало безбожие только после знакомства с западным богословием, получившим название “юридического”. Таким образом был рожден атеизм, и Запад - место его рождения. Люди стали атеистами, чтобы спастись от Бога, спрятав голову и закрыв глаза подобно страусу. Атеизм является отрицанием римо-католического и протестантского бога.

Атеизм - не наш подлинный враг. Настоящий враг тот, кто фальсифицировал и исказил Христианство. Так на языке Св. Писания, "справедливость" всегда означала добро и любовь. Если мы говорим о справедливости героев Ветхого Завета, то это не обязательно значит, что они были хорошие судьи, но - добрые и боголюбивые люди. Когда мы говорим, что Бог - справедлив, мы не подразумеваем, что Он лишь беспристрастный судья, который только знает, как наказать людей согласно серьезности их преступлений. Напротив, мы подразумеваем, что Он есть бесконечное Добро и Любовь, и что Он хочет спасти нас во что бы то ни стало, и никогда не воздает злом за зло. В первом издании “Доб-ротолюбия” есть великолепный текст св. Антония, который я обязан процитировать здесь (текст дан в пер. с англ.): “Бог добр, бесстрастен и неизменен. Мы люди, со своей стороны, если становимся совершенней через сходство с Господом, соеди-няемся с Ним, но если ухудшаемся через несходство с Господом и его святостью, то удаляемся от Него. Живя в святости, мы прокладываем себе путь к Богу; но, становясь злыми, мы делаем Его нашим врагом. Не то, чтобы Он становился произвольно сердит на нас , но то, что наши собственные грехи отвращают Бога от нас и порабощают бесам-мучителям. И если через молитву и милостыню мы получаем отпущение наших грехов, это не значит, что мы победили Бога и вынудили Его измениться, но - что через наши действия и наше покаяние мы излечились от зла и вновь стяжали радость общения с Господом. Таким образом, утверждать, что Бог сам отворачивается от грешника так же нелепо, как сказать, что солнце скрывает себя от слепого.”

Теперь, если кто-то озадачен и не понимает, как это возможно для Божьей любви: обречь жалкое, несчастное создание геенне огненной, позвольте пояснить это на примере Евангельской притчи, точнее - на примере старшего брата блудного сына (Луки, 15; 11-32).

Не имел ли он участия в состоянии его отца?! Не все ли в этом состоянии принадлежало ему?! Не имел ли он любви отца?! Не сам ли отец непосредственно обращался к нему, с мольбой уговаривая принять участие в радостном пиршестве?! Что сделало его несчастным и жгло внутренней горечью?! Кто отказал ему в чем-нибудь? Почему он не был счастлив при возвращении его брата? Почему не имел он любви ни к отцу, ни к брату? Не случилось ли это из-за его собственного злого расположения? И не сама ли геенна владела им в то время? Но - чем же была эта геенна? Было ли это какое-то отдельное место? Или применялись пыточные инструменты?! Не продолжал ли он жить в доме его отца? Что же отделило его от всех радостных людей в доме, если не его собственная ненависть и злоба? Ведь ни отец, ни даже его брат, не перестали любить его. Но ненависть горела в его сердце, ненависть к отцу и брату, к любви его отца и брата, и к любви к его брату и отцу. Это и есть ад: отрицание любви; горечь при виде невинной радости; быть окруженным любовью и ненавидеть окружающих. Это - вечное состояние всего проклятого. Их любят. Они все приглашены на радостную вечерю. Они все могут пребывать в Царстве Божием, на Новой Земле и Новых Небесах. Никто не прогоняет их. Даже если б они захотели уйти, они не могли бы укрыться от Господа, Любящего и Вездесущего.

В новой вечной жизни Бог будет Всяческая во всех, не только для добрых, но и для злых, не только для тех, кто любит Христа, но и для тех, кто Его ненавидит. Но как ненавидящие вынесут, чтобы все получать из десницы Того, кого они не терпят? Вот – непрестанная мука, вечный огнь и скрежет зубов!

Идите от меня, проклятые, в неугасаемый внутренний огонь ненависти, сказал Господь, потому что я алкал вашей любви, но не дали Мне, я жаждал вашего счастья, но не напоили Меня, я был заключен в темницу Моей человеческой природы, но вы не посетили меня в Моей Церкви. Итак отныне свободны быть там, где злые страсти повергли вас в муку ненависти ваших сердец, которые чужды Моему сердцу любви. Идите же от Меня в постоянную пытку злобы, неведомую и чуждую Мне и тем, кто со Мной, свободно принятую вами от диавола в то время, как Я создал вас свободными и разумными существами.

Но помните, когда Вы пойдете в темноту ваших сердец извилистой дорогой ненависти и зла, Моя любовь будет следовать за вами. Вы обречены пребывать в пламени реки огненной, ибо независимо от того, что выбирает ваше сердце, Вы являетесь и вечно пребудете Моими детьми. Аминь.

перевод с английского свящ. Димитрия Каплуна  

Hosted by uCoz