Rambler's Top100 Rambler's Top100

Монахиня Иоанна

ЧТО ТАКОЕ ПОСТ

"Православная Русь" №4, 2001 год


"Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Матф. 17, 21).

Пост заключается не в том только, чтоб воздерживаться от известных родов пищи, но и в том, чтобы отрекаться от всего, что может услаждать чувство вкуса.

Известно, что посты составляли один из главных признаков аскета. Нет аскета, который бы не постился. Но посты не являлись только принадлежностью христианской Церкви. Они встречались и у языческих народов. Так последователям Будды запрещена мясная пища. В среде браминов есть отшельники, которые не употребляют в пищу ничего, приготовленнаго на огне. Празднованию мистерии Изиды и Осириса в Египте всегда предшествовали посты. У греков постились служители мистерий и лица, вопрошавшия оракулов. О римлянах, Ливий сообщает, что они объявляли всенародные посты, если им что-то угрожало в природе или того требовало указание Сивиллиных книг. У иудеев заметно то явление, что постов в древнее время было мало.

Ветхозаветный закон установил всего лишь один всенародный пост - "день очищения"; в этот день требовалось главным образом смирение души, начиная с вечера одного дня и до вечера другого (Лев. 23, 27). Но израильский народ часто прибегал к посту во время бедствий по повелению судей, царей и пророков. Частныя лица постились для выражения своей печали: Давид, Даниил, Ездра, пророчица Анна. В особенности посты получили у иудеев большое значение во время плена Вавилонскаго. Во время Иродов посты еще умножились. О частных постах упоминает книга Товита; о том же свидетельствует пример фарисеев, постившихся дважды в неделю -- в понедельник и четверг: в понедельник в честь Моисея сходившаго с Синая со скрижалями завета, а в четверг в память восхождения Моисея на ту же гору. Далее фарисеев в постничестве шли ессеи, иудейская секта; они совершенно воздерживались от всякаго мяса и вина; обед у них происходил по восхождении солнца. По разрушении Иерусалима число постов увеличилось. Интересны предписания постов в случае бездождия.

С появлением Христианства посты не только не исчезают, но число их сильно увеличивается. Древний христианин строго соблюдал все посты, а они составляли две трети года. Так один богослов говорит: "Кто нарушает пост в среду, тот будет осужден с Пилатом. А кто нарушит пост в пятницу, тот будет осужден с безбожными распинателями".

Церковь также налагала посты на отдельных лиц, в виде наказания или врачевания души. Так, сорокодневный пост налагался на бесноватых, по примеру св. Макария Александрийскаго, наложившаго такой пост на одного бесноватаго юношу. Надо отметить, что основатели монашества, будучи сами очень строги к себе, составили устав не очень строгий для своих последователей. Так поступали преподобные Антоний и Иларион. Преп. Пахомий, основатель общежительнаго монашества, питался только хлебом с солью, разрешал масло только в праздничные дни, но к монахам был снисходителен. Он запретил им только вкусную пищу, но установил, чтобы братия имели ежедневную пищу, приготовленную на огне и достаточное количество хлеба. Только в Великий пост должны были питаться более скудной пищей. В Египте для большинства монахов хлеб составлял главную пищу.

Свят. Василий Великий дал образец в своих правилах монашеской жизни для всего православнаго Востока. Строго предписывая воздержание во время поста от рыбы, масла и вина, он однако подчеркивает, что надо соразмерять пост с состоянием здоровья и с теми трудами, какими занимается монах. Поэтому греческие монастыри не вводили слишком строгих предписаний касательно пищи.

Надо, однако, отметить явление постов отдельных аскетов. Как произвольные, они очень разнообразны. Так сохранились сведения о преп. Павле Фивейском и о его особенном воздержании в пище. Только одно пальмовое дерево доставляло ему и пищу, и одежду, т. е. плоды этого дерева питали его, а листья доставляли ему одежду. Ученик преп. Антония говорил: "чтобы укротить осла, т. е. свое тело, для этого нужно кормить его не ячменем, а мякиной". Он довольствовался пищей самой простой, и достиг того, что ему довольно было вкушать пищу раз в неделю. Многие аскеты воздерживались от всякаго хлеба. Так поступали Евагрий и Иларион. Палладий разсказывал о некоем Иоанне, что он питался лишь плодами древесными и никогда не употреблял пищи, приготовленной на огне. А некоторые подвижники проявляли свой аскетизм в том, что не ели по многу дней сряду, и часто ели не более двух раз в неделю. Питирион вкушал свой кисель только два раза в неделю, Елпидий в течении 25 лет вкушал пищу только по субботам и воскресениям. Некоторые подвижники выдерживали даже сорокодневный пост по подражанию Моисею, Илии и Спасителю. Таких подвижников в первые века Христианства было много. Старцы тогда говорили, что самый строгий пост не вредит здоровью. Надо, однако, не забывать, что подвижники не сразу доходили до такого строгаго поста, а много лет приучали себя к тому.

Приведем слова древних отцов Церкви о посте. Преп. Исаак Сирин говорит: "Блажен, кто заградил себе уста от всякаго сластолюбия, отлучающаго его от Создателя. Блажен, кому пищею Хлеб, Сшедший с неба и Даровавший жизнь миру". "Кто в пище своей узрел Господа своего, тот укрывается от всех, и один причащается Его и не остается без озарения лучем Господним".

"Началом всему худому служит упокоение чрева и разслабление себя сном, тогда как святой путь Божий и основание всех добродетелей -- пост, бдение, бодрствование в службе Божией, в распинании тела целый день и ночь, в противность сладости сна. Пост -- ограждение всякой добродетели, начало подвига, венец воздержания, красота девства и святыни, светлость целомудрия, начало христианскаго пути, матерь молитвы, источник разума, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел".

"Как здоровым глазам свойственно вожделение света, так посту соблюдаемому с разсудительностью, свойственно вожделение молитвы. Как скоро начнет кто поститься, вожделевает уже с этого времени умом своим прийти в вожделение собеседования с Богом. Пост с разсудительностию обширная обитель всякаго добра. Как облако закрывает свет луны, так испарения чрева изгоняют из души Божию премудрость".

А вот несколько поучения преп. Иоанна Лествичника о "любезном для всех и лукавом владыке чреве": "Чревоугодие есть изобретатель приправ, источник сластей. Упразднил ли ты одну жилу его, оно проистекает другою. Заградил ли ты и сию, -- иною прорывается и одолевает тебя.

Чревоугодие есть мать блуда, а утеснение чрева я виновник чистоты. Кто ласкает льва, тот часто укрощает его, а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость.

Если бывает разжение плоти, то должно укрощать ее воздержанием во всякое время и на всяком месте. Когда же она утихнет (чего впрочем не надеюсь дождаться прежде смерти), тогда может скрывать пред другими свое воздержание.

Время веселия и утешения пищей для совершеннаго есть отложение всякаго попечения: для подвижника -- время борьбы; а для страстнаго -- праздник праздников и торжество из торжеств.

Будь господин над своим чревом, прежде нежели оно тобою возобладает, и тогда будешь принужден со стыдом воздерживаться.

Будем укрощать чрево помышлением о будущем грехе. Ум постника молится трезвенно, а ум невоздерженаго исполнен нечистых мечтаний. Начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть обядение".

Проходят годы, исчезают века, многое в жизни изменяется -- а голос отцов Церкви продолжает звучать. Приведем слова и поучения некоторых современных наставников благочестия.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: "Установление поста -- Божие установление. Первая заповедь, данная Богом человеку, -- заповедь о посте. Она была необходимо нужною для нас в раю, до падения нашего: тем нужнее она по падении. Заповедь о посте дана в раю, -- повторена в Евангелии. Вознесем мысли к божественному установлению поста, а созерцанием этого установления оживим, как-бы душою, самый подвиг поста.

Подвиг поста не принадлежит исключительно телу; он полезен и нужен для ума и сердца. "Внемлите себе, да не отягчаются сердца ваша объядением и пиянством". Спаситель открыл нам в этих словах достойное внимания последствие от излишняго употребления пищи и питья, последствие страшное, душепагубное. От угождения чреву отягощается, грубеет, ожесточается сердце, ум лишается духовности, человек соделывается плотским. Что значит плотской человек? Именем плотского отмечает Св. Писание того несчастнаго человека, который пригвожден к земле, который неспособен к помышлениям и ощущениям духовным. Плотской человек неспособен к богопочитанию. Даже человек духовный, подвергшись насыщению, теряет свою духовность, теряет как-бы самую способность знать Бога и служить Ему. В такое состояние приходит подвижник, когда исключает из своих подвигов подвиг поста. Дебелость и мгла, сообщаемыя телу обилием и неразборчивостию в пище, мало по малу сообщаются телом сердцу, и сердцем уму. Тогда эти душевныя очи, сердце и ум притупляются, вечность скрывается от них, земная жизнь представляется для болезненнаго зрения безконечною. Соответственно понятиям и чувствам направляется земное странствование, а злосчастный слепой странник, вместе с отверженным змеем, на чреве ходит, и землю снедает во вся дни земного живота своего (Быт. 3, 14).

Такое влияние на человека неумереннаго, неосторожнаго употребления пищи объясняет причину, по которой человек, в самом состоянии невинности своей, посреде наслаждений рая, нуждался в заповеди о посте. Тем нужнее заповедь о посте для человека падшаго. Пристрастие к земле, к ея сладостям, к ея великому наслаждению, самая наклонность к греху сделались свойственными падшему естеству. Мы пригвождены к земле, прикреплены к ней всею душею -- не только телом, соделались совершенно плотскими, лишены духовнаго ощущения, неспособны к помышлениям небесным. Заповедь о посте опять является первою, необходимою для нас заповедью. Только при помощи поста мы можем отторгнуться от земли! Только при помощи поста мы можем противостоять увлекательной силе земных наслаждений!

Только при помощи поста мы можем разорвать союз с грехом! Только при помощи поста дух наш может освободиться от тяжких оков плоти!

Только при помощи поста мысль наша может возникнуть от земли, и воззреть к Богу! По мере того, как мы возлагаем на себя благое иго поста, дух наш приобретает большую свободу: он устремляется в область духов, ему родственную, начинает часто обращаться к созерцанию Бога, погружаться в это неизмеримое и чудное созерцание. Если предметы вещественнаго мира, освещенные лучами вещественнаго солнца, непременно заимствуют от него, и издают сияние, то как не просветиться нашему духу, когда он, свергнув, при посредстве поста, грубую и густую завесу плотности, предстанет непосредственно Солнцу Правды -- Богу?..

Святые отцы нарекли пост основанием всех добродетелей, потому что постом сохраняется в должной чистоте и трезвенности ум наш, в должной тонкости и духовности наше сердце.

Братия, -- восклицает святитель Игнатий, -- будем протекать поприще святого поста с усердием и тщанием".

В начале ХХ века звучат грустно слова архиепископа Никона (Рождественскаго): "удивительное дело: на почве модных увлечений мы готовы отказаться от животной пищи, хоть навсегда; а вот отказаться от мяса на Великий Пост я это нам не под силу... Да тем более, что все защитники поста единогласно приглашают всех сомневающихся: вкусите и видите, яко благ и полезен пост! Увы, современному горе-христианину не хочется и смириться, признать себя виновным в нарушении постов, вот его грехолюбивое сердце и отдает приказ вселукавому уму, пустить в ход все словеса лукавствия, лишь бы оправдать его леность...

Нет, не в духе Христовом все это! Бог не нуждается в нашем посте -- нам нужен пост! Пост нужен был еще в раю, невинному Адаму, чтобы проявить послушание и чрез послушание -- любовь к Творцу приобрести. И нам ли, порабощенным плоти и страстям, он не нужен?

Да наконец сама природа наша не требует ли поста? Когда скорбь сжимает сердце, когда тоска давит душу, когда чувствуешь над собою беду: до пищи ли тогда? И пост -- время покаяния, время, когда надобно войти в себя, подумать о том, что ждет тебя в грядущей вечности; пост время слез, оплакивания своего духовнаго мертвеца, своей грешной души".

Приведем некоторыя мысли архиепископа Нафанаила Венскаго и Австрийскаго о Великом Посте.

Он пишет: "Святая Православная Церковь еще со времен апостольских точно и ясно говорит: "кто не постится в св. Четыредесятницу, тот да будет отлучен от Церкви" (Апост. правило 69).

А между тем, кто теперь соблюдает пост? Даже в религиозных, даже в церковных семьях совсем забыли об этой краеугольной заповеди христианской. И это произошло не со вчерашняго дня. С того момента, когда двести лет тому назад, в православную русскую жизнь ворвались чужия струи, и первое что поспешили нарушить наши, соблазненные новыми веяниями предки, была заповедь Церкви о посте. И преп. Серафим Саровский, сто с лишним лет тому назад, видя ясным духовным оком эту червоточину в русской душе, несмотря на наружное великолепие, мощь и славу Русской державы тогда, говорил: "Россия гибнет, потому что русские люди перестали соблюдать пост". Просвещенные люди ХIХ века отнеслись к этим словам, как к чудачеству праведнаго старца, как к доказательству его узости и неразвитости. Несмотря на все встряски и переоценки, и среди нас многих к этим словам любимаго святого склонны относиться также. А между тем оне серьезны и истинны. Православная Россия не погибла бы, всего ужаса наших дней не было бы, если бы русские люди не забыли пост.

Для чего мы живем? -- Чтобы наследовать вечность. Чтобы мы созрели до способности ее наследовать. Для этого наша душа облечена в тело, а телу для жизни дается пища. Все это в плане Божием подчиняется одной цели, служить величайшему процессу, для котораго сотворена вся вселенная. Пища служит телу, тело служит душе, а душа повинуется Богу, Церкви, и тем возвращает себе богоподобие, делается сонаследником Небеснаго Царства, со-царем с Богом (Откр. 5, 10). И вот этот план нарушается, если душа начинает служить телу, тело начинает работать только для пищи, творя из нея кумира, ничем не ограничивая ея велений. Пост же бережет правильность иерархии отношений. Многогранно значение поста. В нем некий дар, приносимый нами Богу, от того, что Он дает нам, и таким образом, постом благословляется, освящается, усваивается Богу вся наша телесная пища. В нем ограничение нашего тела и подчинение его духу.

В нем упражнение в послушании Богу и Церкви. И Сам Христос недаром говорит о темной сатанинской силе: "Сей же род изгоняется только молитвою и постом" (Матф. 17, 21 и ср. Марк. 9, 29). Потому в наше время и завладели бесовския силы так полно миром, что человечество забыло, оставило пост. Напрасно возражают некоторые: "Сейчас мы и без того голодаем. Это тот же пост". Нет, эта скудость пищи, этот голод по всей земле -- не пост, не заменяет поста. В посте самое дорогое и нужное для Бога -- его добровольное, свободное желание духа человеческаго исполнить заповедь Божию и принести Ему дар, отказавшись от того, к чему стремится его тело..."

Закончим словами преп. Исаака Сирина. Он сказал: "Блажен, кто по благодати Божией опытно дознал следующее. Основание всего добраго, возвращение души из вражия плена, путь ведущий к свету и жизни -- все это заключено в сих двух способах: собрать себя воедино и всегда поститься, т. е. премудро и благоразумно поставить для себя правилом воздержание чрева, неисходное пребывание на одном месте (для монашествующих -- ред.), непрестанное упразднение от дел, возмущающих ум, и богомыслие".

Община Преподобномуч. Елизаветы, Н.Й., США, 2000 г.

Библиография

1. А. П. Лебедев, гЦерковно-историческия повествованиях.
2. Аввы Исаака Сирина, гСлова Подвижническиях.
3. Архиепископ НаФанаил, гБеседы о Священном Писании и о верех.
4. Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. гАскетическая проповедьх,
5. Архиепископ Никон, гМеч обоюдоострыйх, 1913 год.
6. Преп. отца нашего иоанна, игумена Синайской горы гЛествицах.


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz