Rambler's Top100

Беседа с Митрополитом Лавром
Восточно-Американским и Нью-Йоркским,
Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви


От редакции журнала "Православная Русь" (Джорданвилль, США):
В канцелярию Его Высокопреосвященства Митрополита Лавра поступили запросы от российских СМИ с просьбой ответить на ряд вопросов. В связи с этим редакция журнала "Православная Русь" провела беседу с Митрополитом Лавром, задав ему вопросы, интересующие россиян.


1. Вопрос: Выше Высокопреосвященство, какие задачи, стоящие перед РПЦЗ, нуждаются, на Ваш взгляд, в скорейшем разрешении?
Ответ: Перед Русской Православной Церковью Заграницей, являющейся частью Вселенской Православной Церкви, стоят все те же вечные задачи, которые поставил перед Cвоею Церковью Господь Иисус Христос. Это, во-первых , проповедь мiру Христова Евангелия, во-вторых, духовное окормление народа Божия и, в-третьих, молитвенное и покаянное ожидание Второго Славного и Всехвального Пришествия Господня. К сожалению, мы, современные православные христиане, часто забываем об этих действительно важных задачах. Мы концентрируем свое внимание на временном и преходящем, очень много времени тратим на пустые споры, в то время, как нам отпущено время на покаяние. Должен сказать, что в настоящее время Русская Зарубежная Церковь подвергается нападкам и непониманию как слева так и справа по той причине, что она чужда, как крайностей либерализма, модернизма и экуменизма, так и крайностей фанатизма, воинствующаго фундаментализма и чувства гордой самодостаточности. Идти таким средним царским путем, каким идет Русская Зарубежная Церковь, очень и очень трудно, но это верный путь и нельзя уклоняться от него.

2. Вопрос: Что препятствует единению МП и РПЦЗ сегодня?
Ответ: Когда мы говорим о препятствиях, стоящих на пути единения Русской Зарубежной Церкви и Московской Патриархии, то важно понимать, что позиция РПЦЗ по всем важным вапросам современной церковной жизни уже давно выработана и провозглашена. Она фактически не менялась на протяжении последних десятилетий. Остается неизменной она по своей сути и сегодня. Это позиция может быть выражена тремя словами: служение истине Христовой. В отношениях с Московской Патриархией РПЦЗ никогда не заботилась и не заботится о своих политических выгодах и коньюктуре, главная цель РПЦЗ -- это чтобы восторжествовала истина Христова. И если истина восторжествует во всей чистоте и полноте, то миссия РПЦЗ будет выполнена и она не будет ожидать для себя каких -то заслуженных почестей, а со смирением возблагодарит Бога. Торжество истины в Русской Церкви -- это и есть главная награда для РПЦЗ. Мы молитвенно ждем полного очищения Московской Патриархии от наследия советского времени, следим за этим процессом и радуемся каждому положительному шагу в этом направлении. По большому счету все зависит не от РПЦЗ, а от МП. Скажем, МП прославила святых царственных мучеников и этим сняла одну из важных причин нашего разногласия. Теперь одним из наиболее важных вопросов является вопрос участия МП в экуменическом движении. Чем больше русский верующий народ в Московской Патриархии узнаёт об РПЦЗ, тем больше он поддерживает ее борьбу за церковную истину. РПЦЗ отдает себе отчет, что не она своими малыми силами, а только сам церковный народ в МП может преодолеть ересь экуменизма (подобно тому, как народ добился прославления в МП свв. царственных мучеников). В этой борьбе за истину РПЦЗ будет всячески помогать русскому церковному народу.

3. Вопрос: Что такое для РПЦЗ экуменизм?
Ответ: Так называемы экуменизм -- это ложно понятое стремление к вселенскому единству между христианами всех конфессий, и даже между всеми представителями всех религий мира. Разделения между христианами было попущено Богом по грехам людей. Но в то же время в истории любого разделения мы видим одних правыми, а другими неправыми. Ибо Христос не разделился и Церковь Его святая не разделилась. Таким образом тайна Церкви Христовой состоит в том, что пройдя через все разделения, а лучше сказать через отпадения от нее раскольников и еретиков, Церковь осталось той же, какой она была и при апостолах. Это и есть Православная, Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь.

4. Вопрос: как жесткая позиция по вопросу экуменизма может сосуществовать с благополучным пребыванием РПЦЗ в инославном окружении?
Ответ: Так же как могло сосуществовать пребывание юной Церкви Христовой в первые века во враждебном христианам иудейском и языческом окружении. Естественно, мы имеем бытовые, деловые и даже добрые отношения с представителями инославнаго, иноверного и секулярного мира, окружающего нас. Но, ради угождения людям, мы не принижаем своей веры, не идем на компромиссы, и когда вопрос заходит о нашем уповании, то мы смело и честно свидетельствуем о Православии перед лицом неправославных. Православные экуменисты много говорят о любви, но истинная любовь к инославным и иноверным, по нашему суждению, состоит в том, чтобы не скрывать от них истину Христову, свято хранимую в Православии.

5. Вопрос: Не могли бы Вы сформулировать, что такое для Вас "Сергианство", после крушения советской власти?
Ответ: Московская Патриархия приняла новую "Социальную концепцию" в 2000 году. В концепции заявлено, что Церковь не должна подчиняться богоборческим решениям власти. Хотелось бы увидеть в свете этой новой "Социальной концепции" честную оценку деяний митрополита Сергия (Страгородского). Такая оценка со стороны Московской Патриархии поставила бы точку в вопросе о "Сергианстве". Сделать это нужно ради будущих поколений русских православных людей, чтобы они в подобных ситуациях в будущем твердо знали, что поступать нужно так же как поступали новомученики и исповедники Российские, а не так как обновленцы и митрополит Сергий. Конечно, деяния митрополита Сергия -- это уже неотъемлемая часть истории Московской Патриархии. И наша цель не в том, чтобы перечеркивать историю МП советского времени, а в том, чтобы дать ей православную оценку. И лучше всего, если такую оценку даст сама Московская Патриархия. Сергианство, как и экуменизм, прежде всего должно быть преодолено в среде церковного народа и большей части священства и епископата и тогда официальные идеологи Московской Патриархии вынуждены будут учитывать мнение народа Божия. Подобное уже было с вопросом о прославлении святых царственных мучеников.

6. Вопрос: Насколько реально единение РПЦЗ с Московской Патриархией?
Ответ: Надежду на такое единство, а значит и на торжество Русского Православия, вселяет в нас кровь бесчисленного сонма новомучеников и исповедников Российских. Эти новомученики и исповедники пролили свою кровь за веру Христову и не пошли на сделки с собственной христианской совестью. Пример их очень важен для нашего времени. Их святой сонм молится за русский православный народ у Престола Божия, и хочется верить, что молитвы эти будут услышаны Господом.

Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, США,
19 октября/1 ноября, 2001 г.


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz