Беседа с Митрополитом Лавром
Восточно-Американским и Нью-Йоркским,
Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви
От редакции журнала "Православная Русь" (Джорданвилль, США):
В канцелярию Его Высокопреосвященства Митрополита Лавра поступили
запросы от российских СМИ с просьбой ответить на ряд вопросов. В связи
с этим редакция журнала "Православная Русь" провела беседу с
Митрополитом Лавром, задав ему вопросы, интересующие россиян.
1. Вопрос: Выше Высокопреосвященство, какие задачи, стоящие перед РПЦЗ,
нуждаются, на Ваш взгляд, в скорейшем разрешении?
2. Вопрос: Что препятствует единению МП и РПЦЗ сегодня?
3. Вопрос: Что такое для РПЦЗ экуменизм?
4. Вопрос: как жесткая позиция по вопросу экуменизма может
сосуществовать с благополучным пребыванием РПЦЗ в инославном окружении?
5. Вопрос: Не могли бы Вы сформулировать, что такое для Вас
"Сергианство", после крушения советской власти?
6. Вопрос: Насколько реально единение РПЦЗ с Московской Патриархией?
Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, США,
Ответ: Перед Русской Православной Церковью Заграницей, являющейся частью
Вселенской Православной Церкви, стоят все те же вечные задачи, которые
поставил перед Cвоею Церковью Господь Иисус Христос.
Это, во-первых , проповедь мiру Христова Евангелия, во-вторых, духовное
окормление народа Божия и, в-третьих, молитвенное и покаянное ожидание
Второго Славного и Всехвального Пришествия Господня.
К сожалению, мы, современные православные христиане, часто забываем об
этих действительно важных задачах. Мы концентрируем свое внимание на
временном и преходящем, очень много времени тратим на пустые споры, в то
время, как нам отпущено время на покаяние.
Должен сказать, что в настоящее время Русская Зарубежная Церковь
подвергается нападкам и непониманию как слева так и справа по той
причине, что она чужда, как крайностей либерализма, модернизма и
экуменизма, так и крайностей фанатизма, воинствующаго фундаментализма и
чувства гордой самодостаточности. Идти таким средним царским путем,
каким идет Русская Зарубежная Церковь, очень и очень трудно, но это
верный путь и нельзя уклоняться от него.
Ответ: Когда мы говорим о препятствиях, стоящих на пути единения Русской
Зарубежной Церкви и Московской Патриархии, то важно понимать, что
позиция РПЦЗ по всем важным вапросам современной церковной жизни уже
давно выработана и провозглашена. Она фактически не менялась на
протяжении последних десятилетий. Остается неизменной она по своей сути
и сегодня. Это позиция может быть выражена тремя словами: служение
истине Христовой.
В отношениях с Московской Патриархией РПЦЗ никогда не заботилась и не
заботится о своих политических выгодах и коньюктуре, главная цель
РПЦЗ -- это чтобы восторжествовала истина Христова. И если истина
восторжествует во всей чистоте и полноте, то миссия РПЦЗ будет
выполнена и она не будет ожидать для себя каких -то заслуженных
почестей, а со смирением возблагодарит Бога. Торжество истины в
Русской Церкви -- это и есть главная награда для РПЦЗ.
Мы молитвенно ждем полного очищения Московской Патриархии от наследия
советского времени, следим за этим процессом и радуемся каждому
положительному шагу в этом направлении. По большому счету все зависит не
от РПЦЗ, а от МП. Скажем, МП прославила святых царственных мучеников и
этим сняла одну из важных причин нашего разногласия. Теперь одним из
наиболее важных вопросов является вопрос участия МП в экуменическом
движении.
Чем больше русский верующий народ в Московской Патриархии узнаёт об
РПЦЗ, тем больше он поддерживает ее борьбу за церковную истину. РПЦЗ
отдает себе отчет, что не она своими малыми силами, а только сам
церковный народ в МП может преодолеть ересь экуменизма (подобно тому,
как народ добился прославления в МП свв. царственных мучеников). В
этой борьбе за истину РПЦЗ будет всячески помогать русскому церковному
народу.
Ответ: Так называемы экуменизм -- это ложно понятое стремление к
вселенскому единству между христианами всех конфессий, и даже между
всеми представителями всех религий мира. Разделения между христианами
было попущено Богом по грехам людей. Но в то же время в истории любого
разделения мы видим одних правыми, а другими неправыми. Ибо Христос не
разделился и Церковь Его святая не разделилась. Таким образом тайна
Церкви Христовой состоит в том, что пройдя через все разделения, а лучше
сказать через отпадения от нее раскольников и еретиков, Церковь осталось
той же, какой она была и при апостолах. Это и есть Православная, Единая,
Святая, Соборная и Апостольская Церковь.
Ответ: Так же как могло сосуществовать пребывание юной Церкви Христовой
в первые века во враждебном христианам иудейском и языческом окружении.
Естественно, мы имеем бытовые, деловые и даже добрые отношения с
представителями инославнаго, иноверного и секулярного мира, окружающего
нас. Но, ради угождения людям, мы не принижаем своей веры, не идем на
компромиссы, и когда вопрос заходит о нашем уповании, то мы смело и
честно свидетельствуем о Православии перед лицом неправославных.
Православные экуменисты много говорят о любви, но истинная любовь к
инославным и иноверным, по нашему суждению, состоит в том, чтобы не
скрывать от них истину Христову, свято хранимую в Православии.
Ответ: Московская Патриархия приняла новую "Социальную концепцию" в 2000
году. В концепции заявлено, что Церковь не должна подчиняться
богоборческим решениям власти. Хотелось бы увидеть в свете этой новой
"Социальной концепции" честную оценку деяний митрополита Сергия
(Страгородского). Такая оценка со стороны Московской Патриархии
поставила бы точку в вопросе о "Сергианстве". Сделать это нужно ради
будущих поколений русских православных людей, чтобы они в подобных
ситуациях в будущем твердо знали, что поступать нужно так же как
поступали новомученики и исповедники Российские, а не так как обновленцы
и митрополит Сергий.
Конечно, деяния митрополита Сергия -- это уже неотъемлемая часть истории
Московской Патриархии. И наша цель не в том, чтобы перечеркивать историю
МП советского времени, а в том, чтобы дать ей православную оценку. И
лучше всего, если такую оценку даст сама Московская Патриархия.
Сергианство, как и экуменизм, прежде всего должно быть преодолено в
среде церковного народа и большей части священства и епископата и тогда
официальные идеологи Московской Патриархии вынуждены будут учитывать
мнение народа Божия. Подобное уже было с вопросом о прославлении святых
царственных мучеников.
Ответ: Надежду на такое единство, а значит и на торжество Русского
Православия, вселяет в нас кровь бесчисленного сонма новомучеников и
исповедников Российских. Эти новомученики и исповедники пролили свою
кровь за веру Христову и не пошли на сделки с собственной христианской
совестью. Пример их очень важен для нашего времени. Их святой сонм
молится за русский православный народ у Престола Божия, и хочется
верить, что молитвы эти будут услышаны Господом.
19 октября/1 ноября, 2001 г.
Библиотека журнала "Златоуст"