В 2001 году день празднования Пасхи у православных и инославных совпадает. В связи с этим мы нашли своевременным напомнить читателю о разнице пасхалий, а также Юлианского и Григорианского календарей.
Старый стиль, или календарь установлен
в Римской Империи Юлием Цезарем в 46 году до Рождества Христова, по указанию астронома Созигена, а новый стиль введен папою Римским Григорием XIII, в 1582 г. по Рождестве Христовом. Первый называется Юлианским, второй — Григорианским.
Реформа календаря заключается в
том, что папа Григорий выбросил 10 дней из Юлианского календаря, распорядившись считать в 1582 году 5 октября 15м октября.
Юлианский календарь заключает
в себе 365 дней и 6 часов. Эти 6 часов каждый четвертый год составляют одни сутки, почему и получается високосный год в 366 дней.
По астрономическим
вычислениям год имеет 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Лишние 11 минут 14 секунд по сравнению с годом Юлианского календаря составляют одни сутки в течении 128 лет (меньше на 2 минуты и 8 секунд). Отсюда происходит то, что разница Юлианского календаря с астрономическим годом незначительна. Поэтому ученые астрономы говорят: “счет больших периодов по Григорианскому календарю затруднительнее, чем по Юлианскому” (“Энциклопедия Брокгауза и Эфрона”). А американский астроном Ньюкомб высказался даже за возвращение к Юлианскому календарю, как к простейшему (Там же).
Неточность Юлианского календаря с
астрономическим годом такова, что один год накопляется только в 48 тысяч лет. Это такая ничтожная разница, в 1/48000, что не может иметь никакого значения для исторической, государственной и тем более религиозной жизни человечества.
Ко времени реформы Юлианского календаря папою Григорием
, т.е. до 1582 г., накопилось лишних суток со дня введения его Юлием приблизительно 13 дней. Эти 13 дней папа Григорий должен был бы и отбросить, но он отбросил только 10 дней. Почему он так сделал? Потому, что он предполагал, что I Вселенский Собор, 325 г., лишние трое суток, которые накопились ко дню Собора со дня введения календаря, изъял из него, но Собор никаких лишних дней не отбрасывал, а принял Юлианский календарь таким, каким он был тогда. Со времени I Вселенского Собора, 325 г., и до времени реформы календаря папою Григорием, т.е. до 1582 г., накопилось лишних 10 дней. Эти 10 дней папа Григорий и отбросил.
Таким
образом, I Вселенский Собор, 325 года, принял Юлианский календарь без изменения. Это он сделал не без основания.
Правило 7ое святых
апостол определяет: “Если епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде времени с иудеями празднует, пусть будет извержен”. Толкователь правил святых апостолов Зонара говорит: “Вся заповедь этого правила заключается в следующем: христианам должно праздновать Пасху не с иудеями, т. е., не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха. Не исполняющий этого священнослужитель должен быть извержен”.
Согласно повествования Евангелия Христос
воскрес после еврейской пасхи, наша же христианская Пасха установлена в воспоминание этого величайшего и спасительного события — Воскресения Христова. Вальсамон в толковании на это апостольское правило говорит: “Мы празднуем Пасху не тогда, когда совершается иудейская пасха, а после нее, т.е. после того, как бывает весеннее равноденствие и после 14 числа первого месяца (марта), или (после) первой луны марта месяца в эту именно седмицу, потому что тогда были и страдания и воскресение Христа” (“Правила свв. апостолов с толкованием”).
Если же праздновать по новому календарю, то будет
нарушение правил свв. апостол и канонов Святой Церкви Христовой. Так, по установлению Православной Церкви Пасха Христова должна быть не ранее 22 марта (по Юлианскому календарю) и не позднее 25 апреля. По новому будет: не ранее 4 апреля и не позднее 8 мая. По старому календарю Благовещение должно быть не ранее четверга третьей недели Великого Поста, и не позднее среды Светлой седмицы. По новому же будет: не раньше пятницы первой седмицы Поста, и не позже — четверга шестой недели Поста. А праздник Святой Троицы по новому стилю может восходить до 26 июня, т.е. за три дня до Петра и Павла. Через это уничтожится Петровский Пост. В 1937 г., например, Петровские заговены придутся по новому календарю на 27 июня, и пост будет продолжаться всего один день. А в 1929 г. заговены были 30 июня на другой день после Петра и Павла, и Петровского поста не только не было, но один мясоед захватил другой.
К
этому надо заметить, что еврейская пасха почти всегда приходится на страстной седмице по старому стилю. Таким образом, еврейское времясчисление, хотя ведется независимо от христианского времясчисления, однако почти всегда совпадает со старой пасхалией, принятой Христианской Церковью, и ныне соблюдаемой только Православием. У евреев пасха никогда не бывает после Пасхи по старой пасхалии. А это самое главное требование законов христианской пасхалии, которое явно нарушается новым стилем.
В
астрономии до последнего времени принят старый стиль. (“Богослужебный вестник”, Статья Глаголева “Суеверия в науке”),
Московский Всероссийский Собор
1917—18 гг. нашел новый стиль астрономически не нужным и исторически вредным.
Церкви, в
лице своих представителей патриархов: Иерусалимского, Александрийского, Антиохийского и Собор русских заграничных иерархов, бывший в мае месяце 1923 г., определенно высказались против перехода на новый стиль.
В
заключение приводим постановление Собора православных иерархов, бывшего в 1583 г., спустя год после введения нового календаря папою Григорием: “Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь Вселенских Соборов о Святой Пасхе и месяцеслове и добре законоположили нам следовать, а желают следовать Григорианской пасхалии и месяцеслову, тот, как и безбожные астрономы, противодействует всем определениям Святых Соборов и хочет им изменить, да будет анафема, отлучен от Церкви Христовой и от собрания верных.
Вы же православные и благочестивые христиане пребывайте в
том, чему научились, в чем родились и воспитались. И когда вызовет необходимость, — и самую кровь вашу пролейте, чтобы сохранить отеческую веру и исповедание.
Хранитесь и будьте внимательны от
сих, дабы и Господь наш Иисус Христос помог нам, и молитва нашей мерности да будет со всеми вами, Аминь.
Патриарх
Константинопольский Иеремия,
патриарх
Александрийский Сильвестр,
патриарх
Иерусалимский Софроний,
и прочие архиереи Собора”.
Е. И. (“Голос
пастыря”, Сан-Пауло, №4, 1935 г.)
Послесловие к
публикации
В августе 2000 года Господь сподобил меня посетить Покровский Княжевский женский монастырь, находящийся в предместье Софии в Болгарии. Этот монастырь был основан по благословению архиепископа Серафима (Соболева) Ольгой Ливен (ныне здравствующая игумения Серафима) и Надеждой Ястребовой (впоследствии монахиня Серафима; +1998 г.). В 1968 г. в Болгарской Православной Церкви был введен новый календарный стиль. Клир и сестры Княжевского монастыря остались верны завету уже почившего к тому времени владыки Серафима — не принимать новый стиль, — и прекратили общение с официальными представителями БПЦ. В настоящее время Княжевский монастырь является центром Старостильной Болгарской Церкви, которую возглавляет Преосвященный Епископ Фотий Триадицкий.
Монастырь произвел
на меня неизгладимое впечатление не только своей верностью истинному Православию, но и аскетическим устроением жизни. Отличительной и очень редкой в наше время чертой жизни Покровского монастыря является то, что сестры ежедневно приносят игумении исповедание помыслов. Это, а также принцип жительства по строгому послушанию является залогом духовного здоровья и преуспеяния сестер Покровской обители. Насельницы обители не разделены на группировки; все они составляют единую христианскую семью. Безусловно, сердцем монастыря является его многомудрая и смиренная матушка игумения. Поистине побывав в Княжево убеждаешься, что благочестие и истинная вера — неразделимы.
Матушка оказывает
паломникам духовное гостеприимство. Она не любит тратить время на праздные разговоры, не касается и таких тем, как высокие молитвенные состояния, но с радостью делится своим опытом о том, как нужно бороться со страстями и каяться во грехах.
Во многочасовых
беседах со мной мать Серафима уделяла особенное внимания теме верности неповрежденному Православию в наши апостасийные времена. Наряду с этим она подчеркивала, что крайности и страстность в деле отстаивания церковной истины — недопустимы. В связи с тем, что в 2001 году празднование Пасхи совпадает у православных, католиков и протестантов, мать Серафима высказывала справедливые предположения, что этим попытаются воспользоваться экуменисты для совместных молитв с инославными; что, конечно, недопустимо.
Я спросил
мать Серафиму в чем она видит главную угрозу нового календаря и новой пасхалии. На это она ответила, что главная причина противостояния старостильников заключается в понимании того, что отступление от традиционных календаря и пасхалии есть этапы апостасии; что за этими шагами последуют новые, — и все сие в конечном итоге приведет к принятию антихриста и его лже-церкви, как Церкви истинной. Кроме того, игумения Серафима подчеркнула, что православная пасхалия была утверждена Вселенским Собором, поэтому и изменить ее могла бы только равная церковная инстанция. А то, что произошло в XX веке в связи с переходом части Православной Церкви на новый календарный стиль (а Финской Церкви и на новую пасхалию) нельзя назвать иначе, как намеренным расколом православных. В настоящее время игумения Серафима очень обезпокоена возможностью новых расколов в среде православных, особенно в среде тех, кто противостоит экуменизму и модернизму. По этому поводу она говорила в ходе нашей беседы: “Лишь бы держать единство и чистоту веры. Мы должны терпеть друг друга”.
Мать Серафима просила, чтобы на страницах
“Православной Руси” в 2001 году появились публикации, в которых был бы представлен традиционно-православный взгляд на григорианский календарь и западную пасхалию. Считая полезным для читателей предложенную матерью Серафимой тему редакция решила опубликовать выше напечатанную статью. Эта статья интересна также тем, что впервые она появилась на страницах журнала “Голос пастыря”, который издавал епископ Феодосий Сан-Паульский (РПЦЗ) в Бразилии. В оригинале статья озаглавлена: “О новом и старом стиле или календаре”.
Авторство данной статьи определить весьма затруднительно. Возможно, что ее написал
какой-либо ревнитель православных пасхалии и календаря, живущий в русском зарубежье. Однако, в связи с подписью под статьей “Е. И.” приходит на память имя известного борца против календарно-пасхальных нововведений, епископа Иннокентия Ладожского (Тихонов). Владыка Иннокентий поддерживал из России валаамских старостильников во время календарно-пасхальной смуты в Финляндии. Его обращение к валаамским инокам было помещено в 1926 году, в официальном печатном органе РПЦЗ “Церковные ведомости” (№№23, 24). Епископ Иннокентий был расстрелян в 1937 году. Вечная ему память.
Конечно, в
начале 30х годов, когда была написана сия статья, связь с церковной эмиграцией из России была фактически невозможна. Поэтому вопрос об авторстве статьи остается открытым.