КАНАДСКАЯ ЕПАРХИЯ
Русской Православной Церкви Заграницей
8011 Champagneur Ave., Montreal, Que. H3N 2K4, Canada
ИЗВЕЩЕНИЕ
Канцелярии Канадской Епархии
Постановлением Высшей судебной палаты провинции Квебек (Канада) над пребывающим на покое Митрополитом Виталием была установлена опека Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Предписание суда гласило, что Владыка Митрополит должен быть переведен из Мансонвильского скита в Синодальный Дом в Нью-Йорке. С этим предписанием, Епископ Михаил Монреальский и Канадский, иерей Павел Ивашевич, в сопровождении адвоката, в 8 часов 30 минут утра, в четверг, 9/22 ноября 2991 г. прибыли в Мансонвилльскую обитель. Вход в скит был загроможден прежде поставленными автомобилями, так что проехать в ворота было невозможно. Прибывшие вошли в трапезную, где уже находилось множество людей, помимо монастырской братии. В их числе - несколько лиц в монашеском облачении и новоиспеченные лжеепископы Сергий Киндяков, Владимир Целищев и Варфоломей Воробьев. Здесь же находился знакомый в Монреале Сергей Агу с видеокамерой. Уже от самого входа П.П. Пагануцци и А. Стурдза всячески мешали Владыке Михаилу подойти к Митрополиту. Ему все же удалось это сделать, и Митрополит согласился на высказанное Епископом Михаилом пожелание о беседе наедине. Они намеревались направиться в покои Митрополита. Но этому воспрепятствовали Владимир Целищев, просивший Митрополита благословить его пойти с ним вместе, Сергей Агу с видеокамерой и Сергий Киндяков. Поэтому часть беседы в покоях Митрополита проходила в присутствии этих лиц. Лишь около пятнадцати минут с ним оставались Владыка Михаил и о. Павел Ивашевич. В ходе беседы с Владыкой Митрополитом, отвечая на поставленный им вопрос - что происходит, Вл. Михаил сообщил, что вопреки собственным заявлениям Митрополита о пребывании его на покое, окружение Владыки Виталия поставило его во главе некоей "параллельной структуры" - "церкви в изгнании". Без согласия Синода РПЦЗ были рукоположены новые епископы. Все это создало раскол и смуту. Владыка Михаил также предложил Владыке Митрополиту поехать с ним в Синод, куда они сейчас и могли бы отправиться. Митрополит дал на это свое согласие. Он надел скуфью и, с помощью присутствующих, пальто о. Павла Ивашевича. Но как только Владыка Митрополит Виталий, Владыка Михаил, и о. Павел и вышли из комнат, на них буквально набросилась толпа. Полиции, которую должен был отрядить суд, при этом не было. Особенно усердствовал П.П. Пагануцци, стараясь своими действиями спровоцировать Владыку Михаила, и даже ударил его. Толкали и Митрополита, который споткнувшись, упал. У автомобиля страсти достигли своего апогея, и Владыке Михаилу был нанесен сильный удар в лицо, в результате чего был поврежден глаз. Тем не менее им удалось сесть в машину вместе с Митрополитом. В этот момент прибыла полиция - и не позволила прибывшим выехать. Переговоры заняли около часа. Затем было получено извещение, что в суд была подана апелляция противной стороны, которая принята к рассмотрению. Митрополит в сопровождении о. Павла Ивашевича и чинов полиции вернулся в дом, где он должен был оставаться до решения суда, которое ожидалось к двум часам пополудни. Позже было объявлено, что решение ожидается в пятницу, 10/23 ноября.
Ко времени, когда пишутся эти строки, в Сети Интернет появилась запущенная противниками РПЦЗ дезинформация, согласно которой виновными в насильственных действиях оказываются вовсе не те, кто и вправду не погнушался пойти на преступление.
10/23 ноября 2001 г.
ИЗВЕЩЕНИЕ ОТ 20 НОЯБРЯ
Не один год чада Русской Православной Церкви Заграницей с болью сердечной наблюдали, как некоторые лица настойчиво стремилась отделить старца-Митрополита Виталия от его собратий-архиереев, как упорно воздействовали они на волю нашего тогдашнего Первоиерарха. Все мы знаем, что по Божьему попущению это привело к немалым бедам и скорбям в Церковной ограде. Ныне дошло до создания так называемой "церкви в изгнании", главою которой был объявлен пребывающий на покое Владыка Митрополит. В прессе и, особенно, в Сети Интернета ежедневно появляются сообщения, умело составленные таким образом, чтобы вызвать у читателя гнев, возмущениие, недоумение, и, главное, не позволить ему разобраться - что же в действительности происходит. Замечательно, что все те, кто прежде хулил Владыку Митрополита Виталия - внезапно объявили себя его поклонниками. Но это лишь явно показывает, каковы истинные намерения новоявленных защитников престарелого Владыки: они пользуются им как заложником, добиваются, чтобы в Церкви воцарился хаос, надеясь таким образом прибрать к рукам наше Церковное достояние и имущество.
Именно в таких обстоятельствах Архиерейский Синод, как предусмотрено Канонами, обратился к посредничеству гражданских властей. Признав справедливость обращений Архиерейского Синода, Высшая судебная палата провинции Квебек (Канада) издала постановление, один из разделов которого касается деятельности г-жи Л. Д. Роснянской (без участия которой планы противоцерковного заговора не могли бы осуществиться). В субботу 4/17 ноября ей было предписано не только покинуть Мансонвильскую обитель, но и отказаться от всяческих стараний воздействовать на ход Церковной жизни, ссылаясь на необходимость ухода за Митрополитом Виталием, пребывающим на покое. Это же постановление признает недавний медицинский осмотр Владыки Митрополита Виталия неудовлетворительным, так как он не дает никакого ответа на вопрос о состоянии здоровья Митрополита, но только указывает, что он "не представляет опасности для самого себя и окружающих". Что же до конечных выводов лица, проводившего этот осмотр, то они вступают в противоречие со здравым смыслом, как это понятно всякому, кто находился в последнее время при Митрополите Виталии.
Постановлением было также предписано: изыскать возможные пути для возобновления общения Митрополита Виталия с прочими архиереями РПЦЗ, дабы позволить Митрополиту на покое быть под опекой всего архиерейского Собора, т. е его собратий-епископов.
Во исполнение этого предписания в тот же день, т.е. в субботу 4/17 ноября я встретился с Владыкою Митрополитом. Встреча произошла не в обители, а в самом Мансонвилле и продолжалась не менее часа. Я пригласил Владыку Митрополита в свой автомобиль. Разговор начался со взаимного архиерейского приветствия. Владыка был совершенно спокоен, и обращался ко мне, как и прежде бывало, с доброжелательностью. Но считаю долгом также отметить, что состояние его здоровья давало себя знать в продолжении нашей беседы. Но когда беседа сия касалась главных, т.е. Церковных тем, высказывания Владыки не оставляли места для сомнений. Приведу лишь несколько примеров. Так, когда я спросил Владыку Митрополита, почему он пошел на создание "новой церкви", Владыка мне ответил: "Я ничего не создавал да и не могу этого делать, ибо я Митрополит Русской Зарубежной Церкви на покое". К этим словам в ходе нашей беседы Владыка возвращался множество раз.. На мое замечание, что подпись его стоит под такого рода декларацией, Митрополит ответил: "Я в этом не участвую". На это я заметил: "Но Вы же, Владыко, подписали послание". - "Я ничего не подписывал", - сказал Митрополит. - "Это вызвало большое смущение", - продолжил я. - "В таком случае я напишу и все объясню", - с живостью отозвался Владыка.
Митрополит пригласил меня посетить его в Мансонвилльском скиту, и вторая наша встреча с состоялась 5/18 ноября, в воскресенье.
В заключение хочу еще и еще раз напомнить. Никто и никогда не "изгонял" Владыку Митрополита Виталия из его покоев в Синодальном Доме, и никто не "задерживал" его там как это утверждали похитители и их сторонники. Там, в Синодальном Доме он был бы, разумеется, обеспечен всем необходимым, но его буквально увели оттуда. Ответственность за неудобства, которые Владыка Митрополит, возможно, испытывает, и которые мы всемерно постараемся облегчить, всецело лежит на тех, кто, ради осушествления планов давно задуманного раскола, увез его в Мансонвилль, где по зимнему времени пребывание для старца может быть затруднительным. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей руководствуется стремлением оградить Митрополита от того бесчестия, в которое его ввергают лжеревнители, не допустить, чтобы Владыка Виталий оказался невольным орудием разрушения Церкви. Синод с любовью предоставит Митрополиту Виталию уход, необходимый после полувека многотрудного архипастырского служения.
Вот уже не менее пяти лет наш Церковный корабль движется среди подводных скал и рифов, которые он, с помощю Божией, должен миновать и обойти. Ныне опасные препятствия эти обнажились над поверхностью бурного моря. И не следует матросам сего корабля бросаться за борт, или, убоявшись опасностей, оставаться на суше.
Призываю на всех боголюбивых пастырей и мiрян благословение Господне.
Михаил,
Епископ Монреальский и Канадский
7/20 ноября 2001 г.
Свв. 33-х мучеников Мелитинских. Иконы Божией Матери "Взыграние".