Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Учение об избрании

Гренц С., Олсон Р.


века. Характерной чертой трудов Бруннера было его постоянное стремление провести границу между своим богословием и учением человека, в чьей тени ему приходилось бороться за общественное признание Карла Барта.

Главные богословские темы

Вероятно, все богословы озабочены тем, что, по их мнению, развитие богословия происходит в неверном направлении. Очевидно, главной своей задачей Бруннер считал закрепившееся в богословии девятнадцатого — начала двадцатого века стремление к имманентности, которая, по словам Пола Джюэта, «считает человека и Бога метафизически, эпистемологически и нравственно связанными, так что человек может, в конечном итоге, самостоятельно познать Бога». Богословие имманентности нашло свое воплощение в самых разных направлениях гегельянской мысли и неявно присутствовало в богословской методологии классического протестантского либерализма на рубеже веков.

Хотя об этом редко упоминают, Шлейермахер был объектом особенно резкой критики со стороны Бруннера как пример христианского богослова, который приписывал заслугу познания Бога естественным способностям человека. Учение Бруннера это последовательное обличение всех попыток постичь Бога своим разумом, без участия откровения, и поставить познание Божьего Слова в зависимость от человеческой философии. Вслед за Тертуллианом, Паскалем и Кьеркегором он утверждал: «Если Богтаков...каким Его представляет философия теизма, значит это не Бог библейского откровения, всемогущий Господь и Создатель, Святой и Милостивый. Но если мы говорим о Боге откровения, то это совсем не тот Бог, которого проповедует теистическая философия».

Помимо богословия имманентности, Бруннеру приходилось сражаться с двумя другими противниками — ортодоксией и Карлом Бартом. Как это часто бывает с мыслителями, злейшими врагами Бруннер считал своих ближайших союзников. Его богословие во многом схоже с учениями ортодоксальных протестантских богословов. Тем не менее, он осуждал их за отождествление Писания со Словом Божьим. Впоследствии мы увидим, что критические замечания Бруннера никогда не были столь страстными и несправедливыми, как в тех случаях, когда они были направлены против ортодоксального протестантского учения о Священном Писании. Он не питал личной вражды к Барту, который жил неподалеку от него и чье богословское учение постепенно затмило его собственное. В то же время Барт никогда не был столь резок и несправедлив, как в своих нападках на учение Бруннера об общем откровении в брошюре, озаглавленной «Нет!».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz