Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Имманентность в светском контексте. Радикальное движение

Гренц С., Олсон Р.


Представители неоортодоксального богословия считали своей задачей опровержение наивного оптимизма либеральных учений

века. Их собственный экзистенциальный пессимизм предостерегал от излишней веры в плоды человеческих усилий, в том числе политику и технический прогресс. Но у молодого поколения богословов возник протест против превалировавшего пессимистического настроя. Они были менее склонны к меланхолии и более оптимистично оценивали вероятность успеха человеческого эксперимента. Их привлекала современная им светская культура и возможность проявления политической активности.

В первые годы десятилетия резкое неприятие прежних подходов и стремление полностью от них отказаться повергли богословие в состояние анархии, когда на богословской сцене появилось, по меткому выражению Мартина Марти и Дина Пирмана, множество «иконобор-

цев, заклинателей, пророков и охотников за сенсациями». Анархия и смятение нашли свое наиболее яркое выражение в идее смерти Бога. Но к середине десятилетия люди начали вновь ощущать стремление к порядку, о чем свидетельствовал возросший интерес к роли церкви в светском государстве, а позднее в появлении богословия надежды.

Несмотря на бесчисленные исследования и попытки создать новое богословие, у ученых этого столетия было много общего. Наиболее заметное сходство заключалось в том, что их внимание и интерес были прикованы скорее к миру, чем к церкви. В 1960-е годы мыслители настойчиво пытались определить смысл понятия «мирского» и его значимости для богословия. В связи с этим центральное место в их размышлениях отводилось учению о Боге, свидетельством чего (причем далеко не единственным) стало радикальное богословие смерти Бога. Кроме того, они вновь подняли вопрос о значении категории «религии», на который с такой решительностью ответил Карл Барт.

Одним из факторов, способствовавших брожению умов, характерному для 1960-х годов, был отход от ключевых позиций гигантов предшествующих десятилетий — Барта, Нибура, Тиллиха. В тот момент не нашлось никого, равного им по известности и дарованию, кто мог бы прийти им на смену (хотя именно 60-е годы стали началом научной деятельности нескольких молодых богословов). Такая ситуация отчасти объяснялась последствиями Второй мировой войны, которая прервала многие научные изыскания и направила в иное русло усилия многих церквей в Германии и других западных странах.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz