Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Христология

Гренц С., Олсон Р.


Таким образом, Кобб использовал учение Уайтхеда в своей попытке положить конец господству классического взгляда на Бога. Вместо него он предложил рассматривать Бога как Созидательную и Отзывчивую Любовь, воздействующую на мир убеждением, а не принуждением. С точки зрения философии процесса поставленная Богом исходная цель может быть воспринята или отвергнута. Для Кобба это означает, что исход процесса неизвестен, а Бог разделяет с нами риск и приключения космического эксперимента, оставаясь источником всех волнений в мире.

Христология

Клермонтский богослов использовал философию процесса и для переработки христологии, хотя и не нарушил традиций классической христологии Логоса. В основе его представления лежит «инкарнационная» взаимосвязь между актуальными сущностями, обнаруженная им в космологии Уайтхеда. С точки зрения процесса события настоящего вбирают в себя как переживания прошлого, так и предлагаемые им исходные цели. В определенном смысле прошлое становится частью будущего.

Понятие первичной природы Бога, влекущей за собой каждое событие, стало материалом для богословских изысканий Кобба. Он проводил параллель между Христом и первичной божественной природой (Логосом), тем самым обнаружив ключ к пониманию вездесущности Логоса в творении и его особого присутствия в сердцах верующих. Христос, утверждал Кобб, это воплощение первичной божественной природы как исходной цели всех событий человеческого опыта. Хотя Христос присутствует повсюду, его воздействие более всего ощущается в высших существах, особенно в людях. Христос живет в них, и они делают выбор в пользу Логоса, если откликаются на его присутствие.

Будучи воплощением Логоса, Христос служит источником новизны в мире. Поэтому Кобб предпочитал говорить о Христе как о «творческом преображении».

Будучи христианином, Кобб считал своим долгом говорить об особой взаимосвязи между Логосом и Иисусом из Назарета. Иисус действительно Христос, утверждал Кобб, поскольку именно он привнес в историю особую структуру существования, так как воплощение Христа составляло самую основу его личности. Иисус открыл людям истину об окружающей их реальности, и эта истина, если мы примем ее, даст и нам возможность творческого преображения. Эту идею Кобба некоторые называют «иллюстративной христологией». Он делает больший акцент на примере универсальной божественности, которую явил нам Иисус, нежели на качественной уникальности подвига, совершенного им ради нашего спасения. Иными словами, христиане верят в Иисуса, проиллюстрировавшего собой более общий принцип, характерный для первичной природы Бога.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz