Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Богословие процесса ИММАНЕНТНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ

Гренц С., Олсон Р.


Паулю Тиллиху не удалось привести свое учение в соответствие с библейским образом Иисуса и христологической догмой, которую веками проповедовала Церковь. Его преданность традиционным догматам была совершенно неискренней... Но когда он сам пытался создать «новые формы выражения христологинеской реальности прошлого», всякая христологическая реальность исчезала. Он отверг божественность Христа из страха перед христологической трансформацией. А человечность Христа была объявлена непознаваемой.

Таким образом, были утрачены оба аспекта личности Иисуса Христа. Если Церковь, ведомая Халкидонским собором, выбирает узкую тропу между двумя пропастями, христология Пауля Тиллиха ведет его из одной пропасти в другую.

Критическая оценка

Общая оценка богословия Тиллиха вполне однозначна. Несмотря на разумность его богословского метода и благое намерение следовать ему до конца, он зашел слишком далеко, позволив форме вопросов определять содержание богословских ответов. Его онтологическая система стала прокрустовым ложем, которое не только ограничивало круг вопросов, осовременивавших богословие, но и искажало христианское учение до полной неузнаваемости.

Но важнее всего то, что в поисках решения проблемы божественной трансцендентности и имманентности Тиллих разорвал всякую связь между ними. Поэтому его выражение «Бог над Богом» стало более точным описанием его учения, чем он мог предполагать. Но какой именно «Бог» был Богом Тиллиха? Был ли это абсолютный Бог, «Само бытие», незатронутое существованием, или Бог, активно участвующий в мировом процессе со всеми его напряженностями и конфликтами? Как уже отмечалось, общее содержание его богословского учения склонялось в сторону последнего. Оно больше всего напоминает панентеизм, и потому в конечном итоге может служить ярким примером приоритета имманентности. Становится понятно, почему представители «христианского атеизма» 1960-х годов провозгласили его своим наставником.

Богословие процесса

ИММАНЕНТНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ

В середине XX века возникли две основные альтернативы неоортодоксальной реакции на либерализм. Пауль Тиллих искал Бога не в области трансцендентности, а в глубинах человеческого существования. Он призывал нас открыться навстречу божественной основе нашего бытия по примеру Иисуса — Христа, который стал «Новым

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz