Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Исходные предпосылки Тиллиха

Гренц С., Олсон Р.


По мнению Тиллиха, богословие нуждается в онтологии, скорее, с точки зрения поднимаемых ею вопросов, чем предлагаемых ответов. Полезным примером может служить его трактовка вопроса «небытия», решить который пытались еще древнегреческие философы, и который был вновь поднят, хотя и в другой формулировке, экзистенциалистами XX века. Тиллиха не удивлял этот вечный интерес к небытию, поскольку «боязнь небытия заложена во всем конечном и ограниченном». Для человека естественно задаваться вопросом о своем статусе по отношению к бытию, ведь в минуты глубочайших раздумий он осознает свое ограниченное, преходящее, временное состояние. Он может «перестать быть» с той же легкостью, что и «быть». Более того, небытие является частью нашего существования, потому что угрожает нам в каждый момент нашей жизни.

Размышления о небытии поднимают вопрос силы бытия, побеждающей угрозу небытия и поддерживающей жизнь всех смертных существ. Эта сила не может быть конечной, она и есть само бытие или основа бытия. Без нее конечное существование было бы повержено в небытие, или ничто. Короче говоря, онтологический вопрос о небытии и силе бытия, по мнению Тиллиха, непосредственно связан с вопросом о Боге. Более того, он считал, что без онтологического вопроса ответ, предлагаемый богословием (Бог), не может быть понят. Тиллих говорил следующее: «Только те, кто пережили шок ограниценности, тревогу, сопровождающую осознание своей конечности и угрозы небытия, могут понять, что значит Бог».

Итак, онтология абсолютно необходима современному апологетическому богословию. Это особенно справедливо в условиях господства экзистенциальной философии в XX веке. Более того, экзистенциальная онтология, говорил Тиллих, «просто находка для христианского богословия», поскольку поднимает вопросы, на которые богословие, опираясь на божественное откровение, лучше всего способно ответить. Таким образом, онтологические вопросы и ответы создают общность философии и богословия: «Структура бытия, а также категории и концепции, ее описывающие, прямо или косвенно волнуют каждого философа и богослова. Никто из них не может обойти вниманием онтологический вопрос». Конечно же, подходы философии и богословия к вопросу бытия различны. Философия выбирает позицию беспристрастной объективности, тогда как богословие изучает высшее бытие, силу, предотвращающую угрозу небытия, со «страхом и любовью, переходящей в страсть». Тем не менее, в поисках достойного решения онтологических проблем и вопросов, полагал Тиллих, необходимо выступать в обеих ролях — философа и богослова. Каждый творчески мыслящий философ рано или поздно задается богословскими вопросами, а каждый богослов должен выступить в роли философа, чтобы проанализировать экзистенциальную ситуацию человечества и связанные с ней вопросы. Философия и богословие — это два различных, но неотделимых друг от друга взаимозависимых предмета, или аспекта, полноценной онтологии.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz