Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Исходные предпосылки Тиллиха

Гренц С., Олсон Р.


Его мучил страх смерти и сомнения в собственном спасении. Он пропагандировал социализм, в то же время наслаждаясь преимуществами буржуазного образа жизни. Он был известен как великий представитель экуменического христианства, хотя редко ходил в церковь и, по всей видимости, вел распущенную жизнь.

Все эти противоречия служат прекрасной иллюстрацией к его характеристике разрушительного напряжения, которое, по мнению Тиллиха, неизбежно присуще конечному существованию. Сомнение было для него необходимым элементом веры, а отчуждение лежало в основе человеческой жизни. Сила Бытия — Бог — придает нам мужество смотреть в глаза неумолимой угрозе небытия и верить, что он принимает нас, но эта Сила неспособна полностью преодолеть непредсказуемость и неопределенность нашего существования.

Чтобы лучше понять темы, занимающие столь важное место в богословии Тиллиха, нам необходимо прояснить некоторые элементы его исходных предпосылок и богословского метода.

Исходные предпосылки Тиллиха

Одним из основных предположений Тиллиха было апологетическое предназначение богословия. По его мнению, оно призвано формулировать свои концепции таким образом, чтобы они были актуальны в современной ситуации. Под «ситуацией» Тиллих подразумевал конкретные проблемы и вопросы, волновавшие людей той или иной культуры, «научные и творческие, экономические, политические и этические формы выражения трактовки человеком своего существования». Он резко критиковал фундаменталистов и «керигматическое богословие» (неоортодоксию) за пренебрежение важностью этой ситуации и попытку, по его словам, бросаться в людей христианством, как камнем, вместо того чтобы отвечать на вопросы, волнующие представителей современной культуры. С точки зрения Тиллиха, главной задачей богословия, напротив, должны быть ответы на вопросы; оно должно приспосабливать христианское учение к особенностям современного мировоззрения, в то же время не поступаясь своей основополагающей истиной и уникальной природой.

Апологетическое богословие предполагает некую общность между христианским учением и современной культурой, в которой оно находит свое выражение. Наличие такой общности было еще одной исходной предпосылкой теории Тиллиха. По крайней мере, полагал он, проистекающее из источника божественного откровения богословие может и должно отвечать на вопросы современности. Если бы это было невозможно, богословие бы безнадежно устарело, поскольку оно не может отвечать на вопросы, которые никто не задает. К счастью, говорил Тиллих, ответы на фундаментальные вопросы, поднимаемые современным человеком, можно найти, в частности, в символах божественного откровения.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz