Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Прошлое и будущее в поисках богословия ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТИ И ИММАНЕНТНОСТИ

Гренц С., Олсон Р.


Возрождение либерализма в XX веке тоже имело определенную ценность. Пауль Тиллих напомнил нам о том, что Божье Слово приходит в мир не по чьей-то прихоти, а в ответ на один из фундаментальных вопросов, которые ставит перед нами окружающий мир и наше собственное существование. Кроме того, желая донести до людей истину веры, мы не должны рассматривать понятия «извне» с прежней пространственной точки зрения. И хотя Тиллих не выдвинул достойной альтернативы, он красноречиво сформулировал проблему, над решением которой работали богословы 60-х годов.

Богословие процесса выдвинуло тезис, воспринятый всеми последующими поколениями богословов, хотя они и адаптировали его к своим учениям. Реальность динамична, а не статична. Данный тезис позволяет сделать далеко идущие богословские выводы. Все связанное с божественной реальностью должно исходить из того, что, в определенном смысле, Бог соучаствует с нами в динамическом вселенском процессе. Это утверждение, разумеется, толкуется по-разному.

Радикальные богословские движения 1960-х покончили с прежней пространственной моделью взаимоотношений Бога с миром. Образ Бога, восседающего на небесах, изжил себя, объявили они. Если Бог и говорит, его имманентный голос звучит из глубины современной светской жизни.

Но заявления светских богословов отнюдь не означали смерти трансцендентности. Напротив, они дали толчок к разработке нового метафизического представления о Боге и мире, временной метафоры, предложенной создателями богословия надежды. Вместо того чтобы вторгаться к нам свыше, Бог приходит в мир извне времени, утверждали они. Бог участвует в нашем настоящем с позиции будущего. Тем самым Мольтман и Панненберг, которому, кстати, сопутствовал больший успех, попытались восстановить равновесие, утраченное с нарушением средневекового единства мнений.

Вслед за обещанием возможного единомыслия на основе временной метафоры богословие освобождения напомнило нам, что переход к временной системе координат, хотя и оправданный, несет с собой некоторую опасность. Прежде всего, новое равновесие может быть внутренне неустойчивым и неудовлетворительным, особенно если превратится в очередной вариант прежнего богословия пустых обещаний. Богословие надежды провозгласило, что Бог настоящего должен быть и Богом будущего; представители богословия освобождения предостерегали, что он не может быть Богом будущего без активной освободительной деятельности в настоящем. Иными словами, всякое истинное богословие должно непосредственно воздействовать на мир здесь и сейчас.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz