Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Прошлое и будущее в поисках богословия ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТИ И ИММАНЕНТНОСТИ

Гренц С., Олсон Р.


Двадцатый век начался с протеста против упора на имманентности, столь характерного для западного мышления со времен эпохи Просвещения. Как следствие, в основе богословия этого периода лежало стремление возродить трансцендентность. Мы видели, что богословие имманентности не исчезло с научного горизонта. На протяжении всего столетия поборники имманентности и сторонники трансцендентности пытались уравновесить крайности друг друга. И все же величайшим богословским наследием двадцатого века остается возрождение значимости трансцендентности. Позиция ее сторонников, начиная с Карла Барта, ясна: в основании каждого богословского учения, чьи создатели верны стоящей перед ними задаче, должно лежать желание внимательно прислушиваться к звучащему с небес Божьему слову. Иными словами, богословие должно оставаться, по выражению Барта, «наукой радости», зная даже в самых безнадежных обстоятельствах, что Бог говорит с нами, и мы способны услышать его голос.

Но остается еще проблема толкования. Как следует понимать термины «слово», «Бог» и «небеса»? В каком смысле голос Бога проникает в наш мир? И что за Бог обращается к нам таким образом? Откуда звучит его голос? Все эти вопросы остро стояли перед богословами XX века, причем каждое крупное богословское течение внесло свой вклад в поиск ответов.

Неоортодоксы, разумеется, утверждали, что Слово Божье приходит в наш мир извне. Но это движение сыграло дисциплинирующую роль. Оно напомнило нам о классической христианской доктрине греха, что должно было заставить богословов задуматься о надменности современного мышления и не прийти к заключению, что мы способны познать истину путем рациональных умозаключений. Барт, возможно, был излишне категоричен в отрицании естественного богословия. Но отрезвляющее влияние, которое он и другие мыслители-неоортодоксы противопоставили беспредельному оптимизму классического либерального богословия, оказалось глубоким и долговременным. Наша падшая природа действительно не позволяет нам решать проблемы человеческого существования, используя только свои врожденные способности. Нам необходима помощь извне. Возможно, вопреки утверждениям Барта, между врывающимся в нашу жизнь Словом и вмещающим его в себя человеком существует точка соприкосновения. Но в конечном итоге сила, вторгающаяся в наш мир извне, имеет совершенно иную природу.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz