Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Критическая оценка

Гренц С., Олсон Р.


Критическая оценка

Гениальность Бернарда Рамма заключается в его попытке выйти за рамки фундаментализма. Ему удалось найти ахиллесову пяту этого движения — его отказ признать границы богословия. Для него откровение, лежащее в основе богословия, заключает в себе тайну, тогда как рационализм фундаменталистов «видит в божественном откровении текст, лишенный какой-либо таинственности». В своих исследованиях Рамм пытался уловить глубокий смысл этого аспекта откровения: «Удивительная тайна благодати заключается в том, что трансцендентный Бог пожелал открыться нам. Непостижимый Бог обратился к нам со своим словом, из которого мы и узнали, что он непостижим».

Богословский подход Рамма в целом основывался на предположении, что трансцендентный Бог снизошел до человека, тем самым явив божественную реальность своим грешным творениям. Он считал, что божественное откровение не конкурирует с лучшими достижениями современной науки, а напротив, вполне соответствует им. В этом проявляется имманентность трансцендентного Бога, присутствующего во всяком истинном человеческом знании. Изучению этого божественного откровения в контексте современных условий, сложившихся под влиянием эпохи Просвещения, с целью познания трансцендентного Бога, Рамм и посвятил свою жизнь.

Благодаря глубокому пониманию положительного вклада просветителей в богословие, Рамм сумел выйти за рамки консервативного подхода Карла Генри. Тем самым он указал путь молодому поколению евангельских мыслителей, которые смогут мыслить свободно и критически, не боясь вступать в конструктивный диалог с современной культурой. Евангельское богословие сделало, наконец, шаг к достижению совершеннолетия.

Но, по мнению молодых мыслителей, Рамм пошел не достаточно далеко. В поисках новых способов подтверждения важной евангельской аксиомы о том, что Бог говорит с нами из-за пределов этого мира, этот новатор так и не смог полностью отойти от дискредитировавшей себя традиционной пространственной метафоры трансцендентности и имманентности. Несмотря на значительные заслуги перед евангельским движением, Рамму не удалось полностью разрешить его дилемму.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz