Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Конструктивное богословие

Гренц С., Олсон Р.


Хотя эти трактаты были написаны в самом конце его научной деятельности, свое понимание природы богословия Рамм изложил гораздо раньше, в работе «Конкретное откровение и Слово Божье». По мнению Рамма, в решении этой задачи следует помнить как о возможностях, так и о препятствиях на пути достижения результата. Богословие возможно, потому что связано с познанием Бога через его откровение. Рамм наблюдал важную связь между богословием и божественным откровением: «Богослов изучает Бога не самого по себе, а в его откровении». Точнее, богословие повествует об истоках и структуре производной божественного откровения — «той части первичного познания Бога (то есть его самопознания), которую Бог пожелал открыть человеку», дарованной человечеству Богом в конкретном откровении («Слове Божьем, обращенном к конкретному человеку или группе людей и облеченном в конкретную форму»).

В то же время Рамм помнил и о пределах, которыми ограничено развитие богословия. Их наличие объясняется двумя противоположными явлениями — непостижимостью Бога и греховностью человека. Первое Рамм связывал с божественной трансцендентностью. Будучи существами конечными, мы не способны в полной мере постичь трансцендентного Бога и описать его с помощью человеческого языка, говорил он. Бог должен сам снизойти до нас, чтобы даровать нам познание своей Божественной Личности. Для этого он использует откровение, которое, приходя из-за пределов этого мира, дает нам возможность частичного познания божественной реальности.

Человеческая греховность тоже ограничивает область богословских исследований. По словам Уильяма Герцога, Рамм «никогда не забывал о близости греха, который только и ищет возможности свести на нет всякие плодотворные усилия». Он говорил о необходимости сдержанного пессимизма, основанного на евангельском «учении о серьезности греха», добавляя, что «евангелисты верят в возможность совершенствования, но не достижения совершенства». И все же, выбирая между серьезностью греха и человеческим потенциалом, Рамм предпочитал последнее. В этом он опирается на кальвинистскую версию учения о Божьем творении, воспринятую им от Авраама Кайпера, который утверждал, что, несмотря на ужасные последствия, грехопадение не отменило первоначального замысла Бога для человечества.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz