Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Конструктивное богословие

Гренц С., Олсон Р.


Рамм и Барт

Попытки Рамма создать богословие, заслуживающее доверия в мире, испытавшем на себе последствия эпохи Просвещения, нашли выражение в его работах по апологетике, взаимоотношениях Библии и науки, а также в учении об откровении. Они же в конце концов привели его к Карлу Барту. В 1983 году его многолетний интерес к трудам швейцарского богослова достиг своей высшей точки в его открытом признании бартовского подхода в качестве модели развития евангельского богословия в современном мире.

Признание Раммом идей Барта, вызвавшее весьма противоречивые суждения, стало, вероятно, наиболее значительным этапом в становлении его собственного мышления. В начале своей карьеры он с готовностью присоединился к хору голосов, единодушно отвергавших учение швейцарского богослова. В 1953 году, например, он писал: «Христос атеистов, либералов и Барта не таков, каким он предстает перед нами в исторических документах». К 1971 году его позиция начала меняться, отчасти благодаря его учебе в Базеле в 1957— 1958 учебном году. Свою статью о «Библейской интерпретации» Рамм завершил противоречивой характеристикой идей Барта, заявив, что «конкретные элементы его экзегезы» могут вызывать сомнения, но «его понятие об экзегезе» вполне соответствует истине. Еще через год он признал влияние Барта на свои собственные идеи в области апологетики. И, наконец, в 1983 году в книге «После фундаментализма» Рамм заявил о важной роли, которую Барт сыграл в развитии ключевой области богословской методологии.

Рамм нашел в швейцарском богослове родственную душу. Он пришел к выводу, что оба они стремятся к достижению одной и той же цели — разработке классического богословия, принимающей во внимание наследие Просвещения. Рамм заключал: «Богословие Барта это переложение реформатского богословия, написанное с учетом последствий влияния, оказанного эпохой Просвещения, человеком, который отказался идти с ним на компромисс».

Конструктивное богословие

Сделав это важное открытие, Рамм посвятил свою научную деятельность развитию богословия с использованием бартовской модели. Казалось, что теперь он мог с полным правом переключить свое внимание с основополагающих богословских вопросов апологетики, Библии и науки, откровения — на создание конструктивного богословия. Свои последние работы он посвятил двум главным христианским учениям — о грехе и о Христе.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz