Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Апологетика

Гренц С., Олсон Р.


Христианский апологет приходит к выводу, что духовно, внутренне он основывает свою веру на субъективной уверенности. Во все же, что касается объективной исторической, фактической и т. п. основы христианского откровения, он верит с большой долей вероятности.,п

Именно здесь фундаменталисты выбрали неверный путь, говорил он. Они ошибочно стремились обрести рациональную религиозную уверенность в правоте библейского повествования.

После 1972 года Рамм отошел от апологетики как таковой и стал уделять больше внимания вопросам систематического богословия. Это не означало, что он полностью утратил интерес к апологетике. Даже его чисто богословские трактаты 1980-х годов носили отчасти апологетический характер. Так, например, излагая свое учение о грехе в книге «Оскорбление разума» (1985), он делал это с учетом особенностей современного мышления и всей совокупности человеческого знания. Его идея заключается в том, что, несмотря на свой устрашающий характер и кажущуюся нерациональность, учение о грехе не узко христианская тема. Люди размышляют о ней в контексте самых разных научных дисциплин. Это учение необходимо для понимания существования человека в мире. Идея Рамма, конечно же, содержит апологетику этого аспекта христианского представления о мире и человечестве. В своей последней книге «Евангельская христология» он вновь выступает в роли апологета, который счел необходимым ответить на различные возражения в адрес классического учения.

Несмотря на апологетическую направленность этих поздних работ, ясно, что Рамм-апологет постепенно отошел от типичного для многих евангелистов доказательственного подхода. Во многом это было естественным результатом развития его собственной мысли, а также влиянием Августина, реформаторов и, наконец, Карла Барта. Рамм согласился с идеей Барта (которую тот, по его мнению, позаимствовал у Лютера и Кальвина) о том, что «если нечто внешнее по отношению к Слову Божьему необходимо для доказательства его правоты, значит, первое обладает большим величием, нежели последнее».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz