Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Практический разум

Гренц С., Олсон Р.


Теория познания Канта, как и учение Юма, в значительной степени ограничивала способность мыслящего субъекта опираться на чувственное восприятие в познании трансцендентных реалий: Бога, бессмертной души и человеческой свободы. С точки зрения Канта, представленной в «Критике чистого разума», всякое явление, находящееся за пределами пространства и времени, не поддается научному познанию, поскольку наука опирается на чувственное восприятие. «Чистый», или спекулятивный, разум (наука) способен не более чем указывать на вероятность существования этих метафизических концепций, поскольку ничто известное нам из опыта не противоречит такому предположению.

Обозначив границы эмпирического познания, «Критика чистого разума» вывела реалии, запредельные пространству и времени (например, Бога) за рамки научного опыта, основанного на чувственном восприятии. На первый взгляд, это делает такие явления непознаваемыми, но в намерения Канта не входило обоснование религиозного скептицизма Юма. Он подходил к метафизическим постулатам с более уверенных позиций. В другой своей работе «Критика способности суждения» — Кант указывал, что если бы реальность Бога можно было доказать с помощью аргументов, заимствованных из чувственного опыта, то Бога трудно было бы рассматривать в контексте нравственных категорий, что, собственно, и являлось целью Канта. Во втором издании «Критики чистого разума» он пояснял: «Посему я счел необходимым отвергнуть знание в пользу веры».1 С точки зрения Канта, вера принадлежала другой области мыслительной деятельности человека — практической стороне разума, которую он связывал с нравственной составляющей человеческого существования.

Практический разум

Указав на несостоятельность всех теоретических аргументов в пользу метафизических постулатов, первая «Критика» ограничила возможности «чистого», или спекулятивного, разума. В результате возникла необходимость доказательства этих постулатов иными средствами. Обоснование концепций Бога, бессмертия и свободы Кант приводит в своих сочинениях о нравственности, в частности, «Основах метафизики нравственности» (1785), «Критике практического разума» (1788) и «Метафизике нравов» (1797). Если в своей первой значительной работе он изучал теоретический разум, то на этот раз его целью было исследование концепций, необходимых разуму в его практическом выражении.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz