Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Возрождение трансцендентности. Понятие имманентности в богословии XIX века

Гренц С., Олсон Р.


Однако уже в XIX веке некоторые богословы не захотели ограничить себя столь узкими рамками. Они понимали, что историю нельзя обратить вспять. Богословие уже не могло возродить прежнюю систему убеждений, поскольку Век разума навсегда подорвал традиционный авторитет Библии и церкви. Прекрасно осознавая тщетность попыток возврата к допросвещенческой догматической ортодоксии, эти ученые отказывались признать скептический рационализм как единственную альтернативу. Новое поколение мыслителей видело для себя лишь один способ выйти за пределы, очерченные Просвещением — принять к сведению его основные идеи и начать поиск новых путей к пониманию христианской веры. Богословы XIX века смело заявили, что развитие богословия продолжается несмотря на вызов, брошенный Просвещением, которое привело человечество в тупик скептицизма. Поэтому они стремились пойти дальше, одновременно воспринимая достижения просветителей. В частности, они предприняли попытку построить новые взаимоотношения между трансцендентностью и имманентностью на руинах средневекового равновесия.

В арсенале теологов XIX века, приступивших к возрождению богословия в мире, только что простившемся с Просвещением, имелось оружие, созданное тремя гигантами мысли. К тому времени центр западной мысли переместился в Германию, куда Век разума добрался с опозданием и где его семена глубже укоренились в богословской почве, нежели в Англии. Неудивительно поэтому, что все три столпа богословия XIX века были немцами — Иммануил Кант, Г.В.Ф. Гегель и Фридрих Шлейермахер.

Все три мыслителя стремились найти особое место для религии в жизни. Вместе с тем они резко расходились во мнениях о сущности религии, провозглашая превосходство нравственности (Кант), интеллекта (Гегель) и интуиции (Шлейермахер). Их идеи во многом сформировали интеллектуальную панораму XIX века, соперничая, но в конце концов слившись воедино под общим названием протестантского либерального богословия, нашедшего свое воплощение в трудах четвертого немецкого мыслителя, Альбрехта Ритчля.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz