Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Принципы Просвещения

Гренц С., Олсон Р.


Мыслители эпохи Просвещения утверждали, что порядок, заложенный в самой природе вещей, существует благодаря действию великого Строителя природы. Поэтому просвещенные умы обращались к «книге природы», доступной для всеобщего изучения, чтобы найти в ней законы, установленные Богом. Универсальность этих естественных законов делала природу своего рода судом последней инстанции, выносящим окончательное решение во всех спорах. Целью же мыслительной деятельности человека стало приведение жизни в соответствие с законами природы, открытыми с помощью разума.

Разум и природа открывали путь для третьего принципа философии Просвещения — автономии. Как уже упоминалось, именно в этот период человек отверг всякую внешнюю власть, чтобы самому стать мерилом истины и поведения. Обращение к церковному учению, Библии или христианским догматам уже не гарантировало безоговорочного подчинения в поступках и убеждениях. Теперь каждый человек считал своим долгом проверять состоятельность внешних притязаний на власть. Иммануил Кант сумел выразить суть принципа автономии и его роль в философии Просвещения:

Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без помощи кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это явление, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого... «Имей мужество пользоваться собственным умом!» — таков, следовательно, девиз Просвещения.

И все же принцип автономии не развязывал руки беззаконию. Просвещение нельзя назвать аморальной эпохой. Автономия предполагала наличие в мире универсального закона природы, доступного человеческому разуму. Посему, вместо того чтобы распахнуть двери перед беззаконием, автономия побуждает каждого человека открыть для себя универсальный природный закон и во всем следовать ему. Путь к познанию природного закона лежит через разум и совесть, а не через простое подчинение власти, навязанной извне. Таким образом, необходимость использования человеком собственного разума и составляла самую суть принципа автономии.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz