Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Подлинное существование

Гренц С., Олсон Р.


Категории экзистенциализма

В трудах Хайдеггера Бультман нашел несколько концепций, которые он с успехом использовал в разработке своей богословской программы. Первой из таких концепций можно считать саму категорию «существования». Хайдеггер не рассматривал существование как нечто обобщенное или универсальное, для него оно всегда оставалось понятием личным и индивидуальным, сосредоточенным на человеке, наделенном способностью принимать решения. Он изучал человеческое существование не в научном, а в экзистенциальном смысле этого слова в непосредственной связи с существованием каждого отдельного человека и его личным выбором. Следовательно, наша жизнь представлялась ему скорее пунктирной линией, состоящей из ежеминутных импульсов, нежели сплошной полосой последовательного развития. Существование человека определяется решениями, которые он принимает в каждый конкретный момент. В соответствии с этим представлением Хайдеггер различал бытие человека и бытие неодушевленных предметов. Первое он называл «существованием», а последнее просто «присутствием». Под влиянием Хайдеггера противопоставление «существования» «миру» заняло центральное место и в богословии Бультмана.

Бультман также опирался на представление Хайдеггера об историчности. Каждого человека он считал существом историческим. Это означает, что нашу жизнь следует рассматривать в контексте исторических событий, а не вечного и неподвижного строения природы. Кроме того, каждый из нас имеет свою собственную историю. Значимость человеческой личности, утверждал Бультман вслед за Хайдеггером, заключается в ее способности реагировать на происходящее в жизни, то есть на исторические события. Именно эти реакции, а не набор раз и навсегда закрепившихся качеств, определяют сущность человека. Поэтому жизнь каждого из нас скорее проистекает из будущего, нежели прошлого, и складывается в полной мере из принимаемых нами решений.

Подлинное существование

В непосредственной связи с концепциями существования и историчности находится не менее важная диалектика подлинного и мнимого существования. Хайдеггер различал два способа бытия. Подлинное существование возможно лишь при условии, что человек не боится активно взаимодействовать с окружающим миром. Признаком мнимого существования он считал неспособность человека провести четкую границу между собой и миром.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz