Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Противоречивость человеческой природы

Гренц С., Олсон Р.


Главным вкладом Нибура в возрождение христианского богословия для нашего поколения была его трактовка учения о человеке. В отличие от систематиков типа Фомы Аквинского или Барта, охвативших весь спектр христианской истины в целом, Нибур сделал одно учение, блестяще и досконально исследованное, основой своей теории.191

Хотя это, безусловно, преувеличение,193 такой комментарий справедливо подчеркивает важность антропологии в теории Нибура.

Учение о человеке привлекало Нибура, потому что в его классическом христианском понимании он обнаружил глубину, которой так не хватало либерализму. Более того, по его мнению, именно отказ от библейской антропологии позволил господствовавшей либеральной традиции заменить ее лжеучениями о прогрессе и способности человека к достижению совершенства,194 что стало причиной возникновения главных проблем современности. В либерализме, писал он, ортодоксальное понятие греха было преобразовано в ограниченность и невежество, которое можно преодолеть с помощью образования.195 В противоположность наивному оптимизму либералов, приоритету человеческого разума и веры в образование, Библия, по мнению Нибура, содержит реалистичную картину бытия. В результате его собственная антропология стала отражением классического христианства, так как он подчеркивал двусторонний характер ситуации, в которой оказался человек. Он сосредоточил внимание на высоком статусе человека, сотворенного по образу Божьему, и на библейском учении о всеобщей греховности человечества.

Противоречивость человеческой природы

В основе антропологической теории Нибура лежит его понимание противоречия, характерного для положения человека в мире. Человечество, утверждал Нибур (опираясь на книгу Бытие и послания апостола Павла), унаследовало от своих прародителей огромный потенциал и серьезную проблему, две неотделимые друг от друга реалии. В «Природе и судьбе человека» он обобщил библейскую антропологию в трех основных положениях. Прежде всего, человек ограниченное тварное существо, наделенное телом и духом. Посему все антропологические учения, основанные на дуализме и разделяющие человеческую личность на тело и душу, следует отвергнуть как несостоятельные. Кроме того, человека следует рассматривать с позиции Бога (то есть как его образ и подобие), а не с точки зрения его мыслительных способностей или связи с природой. Итак, каждый человек — это личность, способная взглянуть со стороны на себя и окружающий мир, но не находящая смысла ни в себе, ни в мире. И, наконец, все люди грешники, а потому они достойны любви, но не доверия.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz