Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Божественная трансцендентность

Гренц С., Олсон Р.


Герменевтика

Бультман утверждал, что пропасть между древними текстами и современным миром можно преодолеть, лишь используя соответствующие предварительные предпосылки в своем толковании. Он считал человеческое существование объединяющим звеном между древними текстами и современным читателем. Несмотря на обращение к мифологической космологии, библейские авторы исследовали вопрос существования человеческой личности, который остается главной проблемой любых научных поисков во все времена. Разница состоит в том, что они рассматривали его через призму мифологического мировоззрения. Поэтому, заключал Бультман, экзистенциализм предлагает оптимальный подход к библейским писаниям, поскольку обеспечивает «наиболее подходящую точку отсчета и понятийный аппарат для понимания смысла человеческого существования». Подходя к тексту с жизненно важным вопросом о человеческом существовании, мы сможем услышать Божье Слово, обращенное к нам через библейскую керигму, и таким образом встретиться с трансцендентным Богом.

Божественная трансцендентность

Последняя из проблем, обративших на себя внимание Бультмана, касалась учения о Боге. Как видно из предыдущей главы, богословы XIX века придавали огромное значение имманентности Бога. В начале своей научной деятельности Карл Барт развернул кампанию против такого одностороннего подхода, основываясь на предложенной Кьеркегором концепции «бесконечного качественного отличия» (Бог качественно отличается от своего творения, поэтому разум и философия не могут служить средствами познания Бога). Так, ученые, благодаря Барту, вновь заговорили о божественной трансцендентности. Бультман поддержал Барта в этом вопросе. Более того, Бультман предпринял попытку радикального применения идеи божественной трансцендентности ко всему спектру религиозной мысли.

Однако предложенная Бультманом концепция трансцендентности в определенном смысле отличалась от представленной в библейских текстах. В его понимании, древние народы рисовали себе пространственно-ориентированную трехуровневую вселенную, где земля располагалась посередине, между небесами и адом. Такого рода космология, писал Бультман, несовместима с современной научной картиной мира. Поэтому трансцендентность Бога не следует рассматривать с пространственной точки зрения. Взамен Бультман предложил свое понимание, основанное на другом измерении библейского мировоззрения. Он утверждал, что, в противоположность греческой концепции божественной трансцендентности как безвременности, превосходства разума над физическим и чувственным миром, в Библии трансцендентность представлена как абсолютная власть Бога над своим творением. Таким образом, Бультман предложил экзистенциальное толкование трансцендентности, в соответствии с которым Бог предстает перед нами в экзистенциальный момент принятия решения, обращается к нам со своим Словом и призывает ответить на него верой, тем самым делая наше существование подлинным.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz