Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Власть чернокожих и негритянское богословие

Гренц С., Олсон Р.


По мере того как чернокожие мыслители разрабатывали новое богословие, которое соответствовало бы зарождавшемуся негритянскому самосознанию, в их рядах начались разделения. Споры возникли по вопросу цели негритянского богословия. Призвано ли оно освободить чернокожих от угнетения или примирить их с бывшими угнетателями? В дискуссиях участвовали представители самых разных деноминаций, в том числе члены евангельских церквей.

Вопрос о предназначении богословия был тесно связан с проблемой содержания негритянского богословия: следует ли ограничить его рамками опыта чернокожих американцев или расширить до универсальной истории всего человечества? Особое значение второй вопрос приобрел во второй половине 1970-х годов. Чернокожие богословы рассматривали свои усилия в контексте деятельности представителей других направлений богословия освобождения, пытаясь найти точки соприкосновения с учениями, разработанными, например, в Африке, Латинской Америке, а также с практикой борьбы за свои права феминисток и американских индейцев.

Джеймс Коун

В период кипучей активности 1960-х и 1970-х годов раздавалось множество голосов, пытавшихся привлечь внимание к положению чернокожих в Соединенных Штатах. Но, наверное, одним из наиболее известных и характерных представителей негритянского богословия был Джеймс Коун, профессор систематического богословия в Объединенной богословской семинарии в Нью-Йорке. Ему удалось стать настоящим выразителем идей нового негритянского богословия отчасти потому, что он вырос на Юге и не понаслышке знал о страданиях чернокожих американцев. Благодаря этому Коун мог с полным правом выступать от их имени. К тому же, поскольку он получил университетское образование, его голос звучал еще более авторитетно, и к нему прислушивались преимущественно в белых богословских кругах.

Власть чернокожих и негритянское богословие

Свое представление о систематическом богословии, которое соответствовало бы зарождающемуся негритянскому самосознанию, Коун изложил в 1970 году в работе «Негритянское богословие освобождения». Однако первым шагом на этом пути стала вышедшая в свет годом ранее его книга «Негритянское богословие и власть чернокожих». В ней он попытался свести воедино цели, преследуемые движением «Власть черным», и то, что, по его мнению, остается главной темой христианства — освобождение. Тем самым он очертил круг интересов негритянского богословия.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz