Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Критика христианской традиции

Гренц С., Олсон Р.


Практическим следствием андроцентризма и патриархата стало глубоко укоренившееся в христианской традиции женоненавистничество или презрение к женщинам. Представители богословия феминизма убеждены, что грех женоненавистничества проявляется в Библии и церковной истории в форме умаления роли женщин в среде Божьего народа и отождествления греха с женской природой. Как указывает Рутер, Августин отождествлял мужскую природу с образом Бога, Фома Аквинский считал женщин «неправильно зачатыми мужчинами», и даже реформаторы ничего не сделали, чтобы изменить положение женщины в церкви. Даже Карл Барт отводил женщине второстепенную роль в естественном завете и завете благодати. Феминистки заключают, что их анализ христианской традиции демонстрирует необходимость ее очищения от сексизма. Только тогда она может стать по-настоящему полезной.

Положительным аспектом феминистского подхода к христианской традиции считается возрождение утраченных воспоминаний о женщинах. Никто не приложил больших усилий для напоминания о роли и заслугах женщин в христианской традиции, чем Элизабет Шюсслер Фьоренца. Хотя ее методы и заключения порой умозрительны, она утверждает, что раннее христианство отличалось равенством полов, а патриархальные проявления мужского господства появились лишь в конце первого века, когда церковь пыталась адаптироваться к Римской культуре. Следовательно, «Иисус, отождествлявший себя не только с мужчинами, но и с женщинами, призывал своих учеников к равенству, которое нам еще предстоит открыть для себя и сделать нормой жизни». Другие представители феминизма, изучавшие историю церкви, предприняли попытки исследования имеющихся сведений о женщинах, явивших великий пример веры и мужества, чтобы преодолеть патриархальную зашоренность христианской традиции.

Не следует думать, будто феминистская критика традиции включает в себя исключительно осуждения открытых проявлений сексизма и утраченных воспоминаний о великих женщинах. Как указывает Рутер, она нацелена на переворот в иерархической общественной структуре: «В культурном отношении сексизм определяет всю окружающую нас реальность, от материи до Бога. Нельзя бросить вызов сексизму, не обличив при этом все современное общественное устройство, называющее себя благим и истинным».

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz