Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Что представляет собой богословие феминизма?

Гренц С., Олсон Р.


Что представляет собой богословие феминизма?

В последней трети XX века богословие все чаще ощущало на себе влияние феминистского мировоззрения. Уже в конце 1960-х годов женщины-богословы и студентки богословских факультетов разработали новое направление современной христианской мысли, известное как богословие феминизма. В определенном смысле оно стало плодом деятельности женского движения, распространившегося в североамериканском обществе.

Своими корнями феминизм конца XX века уходит в историю более чем столетней давности. В ходе аболиционистского движения, предшествовавшего Гражданской войне в Соединенных Штатах, некоторые его активисты пришли к выводу, что освобождение рабов и защита прав женщин имеют одно и то же библейское основание. Главным достижением женского движения в то время стало принятие Девятнадцатой поправки к американской конституции, которая гарантировала избирательные права женщин.

Несколько событий, произошедших в конце 1960-х годов, послужили толчком к возрождению феминизма. Десятилетие началось с назначения Президентской комиссии по положению женщин. А двумя годами позже на прилавках книжных магазинов появился монументальный труд Бетти Фридан «Мистика феминизма» (1963). Но, как и в XIX веке, решающую роль в осознании угнетенного положения женщин сыграло обновление самосознания чернокожих американцев в ходе борьбы за гражданские права. Реакцией движения женщин-активисток стало создание Национальной женской организации. В центре ее внимания, наряду с другими общественными институтами, оказалась и церковь. В результате на свет появились вдохновенные выражения протеста, например, книги Мэри Дейли «Церковь и слабый пол» (1968) и «Бог не только Отец» (1973).

Феминистское богословие конца XX века имеет много общего с североамериканским негритянским богословием и латиноамериканским богословием освобождения. Исходной предпосылкой в нем тоже служит угнетение, следовательно, богословие сводится к критическому осмыслению практики — опыта людей, которые сражаются за свободу. Центральное место в богословии феминизма занимает общественно-политический аспект греха и спасения, а вместо философских категорий преимущественно используются социологические. Главное различие между богословием феминизма и латиноамериканским богословием освобождения заключается в определении первичной формы угнетения. Латиноамериканские богословы считают таковой вынужденное обеднение, тогда как у истоков угнетения, по мнению феминисток, стоит дискриминация по половому признаку, точнее, патриархат — глубоко укоренившееся господство мужчин над женщинами.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz