Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
Возникновение и развитие

Гренц С., Олсон Р.


Возникновение и развитие

Негритянское богословие возникло в особых исторических условиях 1960-х годов, и потому его следует рассматривать именно в контексте этого отрезка времени. В те годы произошел целый ряд событий, навсегда изменивших жизнь чернокожих американцев. К этому периоду относится деятельность Мартина Лютера Кинга, который стал олицетворением движения борцов за гражданские права. До своей безвременной гибели от руки наемного убийцы в 1968 году он оставался тем, кто выражал чаяния негритянского религиозного сообщества. В то же время раздавались и более радикальные голоса, в том числе Малькольма Икса, чья жизнь стала призывом для чернокожего населения начать решительные действия.

К середине 1960-х годов идеи негритянского движения стали находить свое выражение в листовках, совместных заявлениях и даже целых книгах, посвященных религиозному опыту чернокожих американцев. На основе этих литературных произведений Уилмор и Коун предположили наличие трех стадий развития негритянского богословия. Первый этап (1966-1970) ознаменовал собой выход негритянских церквей из лона белого протестантизма. В тот период негритянское богословие отделилось от борцов за гражданские права и движения «Власть черным». Лидеры негритянских церквей активно обсуждали вопросы интеграции, любви к ближнему и использования силы со своими белыми коллегами. Эти годы были отмечены недоверием, разделявшим белых и чернокожих религиозных лидеров.

На втором этапе основная активность переместилась из негритянских церквей в научные круги по мере того, как на сцене начали появляться профессиональные чернокожие богословы. Они поставили перед собой задачу определения негритянского богословия и вели оживленные дебаты с белыми учеными о его состоятельности и целях. Наиболее важными для его представителей в этот период стали вопросы взаимосвязи между освобождением и примирением, а также теодицеи и страданий.

Несколько факторов оказались решающими в переходе к третьему этапу, начавшемуся примерно в 1977 году. Америка переживала возврат к консерватизму. Некоторые негритянские богословы пришли к выводу о бесплодности своих научных споров. В этот же период состоялось их знакомство с деятельностью других направлений богословия освобождения.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz