Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
«Историчность Бога»

Гренц С., Олсон Р.


Но разве это не ведет обратно к панентеизму Гегеля? Может ли Кюнг избежать его только простым отрицанием такого предположения? Почему бы ему не воспользоваться учением о Троице, как это сделали Мольтман и Юнгель, чтобы объяснить, как Бог переживает становление, не теряя себя? В конечном итоге учение Кюнга о Боге содержит в себе опасную склонность к панентеизму. Ему удается уклониться от этого заблуждения за счет простого утверждения, что такая позиция не может быть истинной, поскольку не в состоянии сохранить идею свободы и благодати Бога.

Сосредоточенность на Божьих страданиях это третья из отмеченных Кюнгом заслуг Гегеля. Поскольку Бог несет в себе свою противоположность, он способен страдать, не вызывая к себе презрения. И вновь Кюнг прокладывает диалектический курс между двумя ложными крайностями — апатией и Богом, вызывающим презрение. Первая — недостаток раннего христианства, унаследованный им от греческой метафизики. Второе заблуждение характерно для богословия процесса и других современных метафизических концепций Бога, основанных на современном приоритете категории изменения. Бог Воплощения, утверждает Кюнг, страдает добровольно и по благодати, а не по необходимости или из недостатка.

Страдания Бога стали практически трюизмом в современном богословии. В пределах одного поколения богословов традиционное учение о постоянстве Бога было опровергнуто и считается теперь почти ересью. Тем не менее, стоит задаться вопросом, удалось ли Кюнгу найти лучшее объяснение причины страданий Бога, чем представителям богословия процесса. Божьи страдания, по Кюнгу, продиктованы его добровольным желанием принять на себя страдания Христа. С другой стороны, они основаны и на внутренней божественной диалектике, согласно которой Бог вбирает в себя свою полную противоположность. Он — бесконечность, которая содержит в себе ограниченность, совершенство, заключающее в себе несовершенство, жизнь, скрывающую смерть. Такой Бог, кажется, должен быть неразрывно связан с историчностью и страданиями. Участие в жизни мира и отождествление с его болью и несчастьями стало бы для него скорее данностью, нежели проявлением благодати.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz