Rambler's Top100 Rambler's Top100

Богословие и богословы XX века
«Историчность Бога»

Гренц С., Олсон Р.


Кюнг выделяет три основных пункта, по которым гегелевская концепция Бога могла бы внести свой вклад в обновление христианского учения о Боге: Божьи страдания, его внутренняя диалектика и участие в становлении. Мы рассмотрим их в обратном порядке, начиная с участия Бога в процессе становления.

По мнению Кюнга, важнейшая задача современной христианской мысли — создание представления об историчности Бога. Именно она стала главной темой книги. Воплощение Бога, утверждал Кюнг, означает, что качества Бога следует изучать в свете его соучастия в рождении, жизни, страданиях, смерти и воскресении Иисуса. Кюнг пояснял: «Спасение человека целиком и полностью зависит от того факта, что сам Бог не стоит в стороне, и именно он, а не только человек, играет главную роль в этом процессе». Следовательно, традиционные утверждения о постоянстве Бога, которые Кюнг считал основанными скорее на греческой метафизике, чем на Библии, необходимо пересмотреть и исправить в свете Божьего присутствия в Иисусе. Такой Бог вполне способен войти в историю и сделать ее своей. Это живой, динамичный, исторический Бог, проходящий процесс становления не по необходимости, а по собственному выбору, ведомый благодатью и переполненный любовью.

Участие Бога в историческом процессе не говорит о его слабости или даже саморазвитии, как если бы Богу приходилось становиться кем-то иным для самореализации. Утверждая это, Кюнг решительно отвергает идеи Гегеля и Уайтхеда. Бог, которому необходимо было бы преобразиться в кого-то еще, стал бы «жалким подобием человеческой порочности». И все же Бог переживает становление, добавлял он, а потому обладает историчностью, вытекающий из его собственной динамичной внутренней жизни.

Рассуждая об историчности Бога, Кюнг избегал говорить о том, меняется ли Бог в процессе своего становления. Но, читая между строк, можно определить его отношение к этому важному вопросу. С одной стороны, он отвергал идею изменяемости Бога, если речь шла о вынужденных переменах. Неприемлемой была для него и концепция иррациональной изменчивости в результате прихоти или каприза. С другой стороны, он отрицал и абсолютное постоянство Бога, если при этом его объявляли безразличным к боли и страданиям мира, воплотившимся, в частности, в жизни и смерти Иисуса.

<< Предыдущая <> Следующая >>


Библиотека журнала "Златоуст"
Hosted by uCoz